Штраф за незаконную рекламуПонятие правонарушение, является основным критерием, определяющим степень виновности в правотворческом процессе. В самом понятии уже заложена причинно-следственная связь. Есть право и есть действие субъекта, которое это право нарушило. Следовательно, в зависимости от степени нарушения прав, возникает и обязанность по несению ответственности за это деяние.

Каждая отрасль права имеет свои правонарушения. В случае с нарушениями закона о рекламе, авторском праве наступает гражданская ответственность или административная. В редких случаях может наступить уголовная ответственность.
Чтобы разобраться с характером правонарушения, необходимо понимать основные черты, присущие этой категории.

Итак, основные признаки правонарушения:

1. Деяние – действие или бездействие, осознанное, осмысленное поведение человека. О крайностях и отклонениях мы не говорим.
2. Противоправность деяния – это противоречие установленной норме права, либо выход за ее пределы. Границы противоправности устанавливаются государством и органами местного самоуправления.
 
3. Общественная опасность и общественная вредность деяния. Иначе говоря, любое правонарушение наносящее ущерб общественным, государственным, личным интересам, которые вызывают негативные последствия, поскольку дестабилизируют юридический порядок, установленный в стране, а также причиняет субъектам материальный или иной вред.

4. Виновность субъекта (физического или юридического лица). Если у субъекта был выбор, совершать или не совершать то или иное деяние и по выбору свободной воли он совершил, следовательно, виновен.

Правонарушения, связанные с наружной рекламы, чаще всего относят к разряду административных правонарушений. Административные правонарушения посягают на права и свободы человека и гражданина, его здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественную нравственность, общественный порядок и общественную безопасность, собственность, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства.

Нарушения, связанные с незаконным размещением объектов наружной рекламы на местах и объектах непредназначенных для этих целей, относят к разряду административных правонарушений. Для того чтобы разместить любой объект наружной рекламы необходимо получить разрешительную документацию, во-первых, от собственника имущества, во-вторых, от государственных органов, отвечающих за внешний облик населенного пункта и безопасность, на дорогах. Самовольное деяние, нарушающее общие установленные нормы, приравнивается к правонарушению.  За противоправные деяние наступает административная ответственность в виде предписания или штрафа. Так как правонарушения отличаются от преступлений по степени тяжести, то и наказание мягче. Чаще всего за административное нарушения, налагаются штрафные санкции.

Штраф – это денежное взыскание, назначаемое в пределах того законодательного акта под которое подпадает противоправное деяние субъекта права. Сумма взыскания обозначена в той норме права, под которую подпадает состав противоправных деяний. Штраф может быть назначен как в качестве основного вида наказания, так и дополнительного. В Российской Федерации штраф взыскивается в рублях.

Согласно Административного кодекса РФ устанавливаются размеры штрафов:

- Для граждан в размере, не превышающем 5 тысяч рублей (статья 14.1.2. КОАП РФ 2001 г). – 50000 рублей статьи 5.38, 20.2.2, 20.18, частью статьи 4 20.25 – трехсот тысяч рублей.

- Для должностных лиц – 50000 рублей. В случаях, предусмотренных статьей ст. 14.12    — 100 000 рублей. В соответствии со статьями 5.38 ч. 1-4 статьи 20.2.2, 20.18 – 600 000 рублей.

- Для юридических лиц – 1 000 000 рублей. В случае предусмотренных статьями 14.40, 14.42 – 5 000 000 рублей.
 
Также административный штраф может выражаться в величине кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Размер Административного штрафа, исчисляемого из оснований, предусмотренных п.1 – 7, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения, либо соответствующей суммы или стоимости.

В этой статье мы кратко рассмотрим наиболее часто задаваемые вопросы и дадим на них ответ.
Вопрос 1.Какие бывают штрафы за размещение рекламы на авто?
Штраф за рекламу на авто может быть наложен в следующих случаях:
-если ваш автомобиль был переоборудован для распространения рекламы и полностью или частично утратил свое функциональное предназначение
-если кузов вашего автомобиля подвергся переоборудованию и придан вид определенного товара.
Указанные действия образуют состав административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.14.38 КоАП РФ. За совершения данного правонарушения на индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей, на юридических лиц от 500 000 до 1 000 000 рублей.
-если на автомобиле помещена реклама, которая затрудняет обзор лицу управляющему автомобилем и другим участникам дорожного движения
-если на автомобиле помещена реклам, помещена реклама создающая угрозу безопасности дорожного движения.
Указанные действия образуют состав административного правонарушения предусмотренного ч.4 ст.14.38 КоАП РФ. За совершения данного правонарушения на индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей, на юридических лиц от 500 000 до 1 000 000 рублей.
-если автомобиль используется в целях распространения звуковой рекламы.
Указанные действия образуют состав административного правонарушения предусмотренного ч.5 ст.14.38 КоАП РФ. За совершения данного правонарушения на индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф в размере от 4 000 до 7 000 рублей, на юридических лиц от 40 000 до 100 000 рублей.
Вопрос 2.Какой может быть наложен штраф за размещение наружной рекламы без разрешения (штраф за несогласованную рекламу, штраф за несанкционированную рекламу)?
Каждый из указанных вопросов подразумевает под собой один и тот же состав административного правонарушения, предусмотренный ст.14.37 КоАП РФ — установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без разрешения предусмотренного законом, а так же установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента.
За совершения данного правонарушения на индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как соблюсти требования законодательства о рекламе при установке рекламной конструкции и не быть оштрафованным вы можете узнать из наших статей «Порядок получения разрешения на установку рекламной конструкции» (http://proverky.net/poluchenie-razresheniya-na-ustanovku-re), «Ответственность за незаконное размещение рекламных конструкций»
Вопрос 3. Может ли быть наложен штраф за рекламу на фасаде здания?
Наружная реклама, размещенная на стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий подпадает под определение рекламной конструкции. Правовое регулирование порядка установки и эксплуатации рекламных конструкций осуществляется ФЗ «О рекламе». Данный закон допускает размещение и эксплуатацию рекламных конструкций только при наличии соответствующего разрешения. Неисполнение этого требования влечет ответственность предусмотренную ст.14.37 КоАП РФ. (см. вопрос №2).
 
Вопрос 4. Что такое недобросовестная реклама? Какой штраф за недобросовестную рекламу предусмотрен действующим законодательством?
Критерии по которым реклама может быть признана недобросовестной содержатся в ст.5 ФЗ «О рекламе». Так реклама является недобросовестной, если:
-в рекламе содержатся сравнения являющиеся некорректными по отношению к другим товарам находящимся в обороте, произведенным другими изготовителями, либо реализуемыми другими продавцами.
-реклама содержит в себе сведения порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента или иных лиц;
-реклама товара запрещена данным способом, в данное время, в данном месте, либо осуществляется под видом рекламы иного товара, реклама которого ограничена законом, а знак обслуживания или товарный знак тождественен или сходен до степени смешения с рекламируемым товаром;
-реклама, согласно антимонопольному законодательству является актом недобросовестной конкуренции.
Штраф за недобросовестную рекламу накладывается по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, как за нарушение законодательства законодательства о рекламе. Привлечению к ответственности за данное административное правонарушение могут подлежать: рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель.
Штраф за недобросовестную рекламу накладывается на индивидуального предпринимателя в размере — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридическое лицо — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
 
Вопрос 5. По какой статье Кодекса об административных правонарушений РФ накладывается штраф за рекламу пива?
Пиво, а так же напитки, изготавливаемые на основе пива отнесены действующим законодательством к алкогольной продукции (см. ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).
Реклама любой алкогольной продукции должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями ст.21 ФЗ «О рекламе». Данной статьей закона установлены требования к содержанию данного вида рекламы, местам, способам и условиям ее размещения.
Штраф за рекламу алкоголя противоречащую требованиям ФЗ «О рекламе» накладывается по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, как за нарушение законодательства законодательства о рекламе.
Таким образом штраф за рекламу пива, произведенную с нарушением законодательства о рекламе на индивидуального предпринимателя в размере — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридическое лицо — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Вопрос 6. Может ли быть наложен штраф за рекламу на столбах?
При ответе на данный вопрос необходимо исходить из конкретной ситуации.
Если реклама размещена на знаке дорожного движения, его опоре или ином приспособлении, которое предназначено для регулирования дорожного движения, в таких действиях имеет место состав административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.14.38 КоАП РФ.
Штраф за рекламу на столбе в таком случае накладывается на индивидуального предпринимателя в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридическое лицо — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В иных случаях, штраф накладывается, если реклама подпадает под определение рекламной конструкции и размещена или эксплуатируется без предусмотренных законом разрешений.
В таком случае штраф за рекламу на столбе будет наложен в соответствии с ч.1 ст.14.37 КоАП РФ. (см. вопрос №2).
 
Вопрос 7. Правда ли, что штрафы за рекламу на асфальте не предусмотрены законом?
Федеральным законом «О рекламе» в настоящий момент не предусмотрено каких-либо требований к размещению рекламы на асфальте или же запрета на ее размещение.
Кодексом об административных правонарушениях РФ, так же не предусмотрена ответственность за размещение рекламы на асфальте.
Таким образом на федеральном уровне штраф за незаконное размещение рекламы на асфальте , равно как и запрет на данный вид рекламы не предусмотрен.
Вместе с тем, в настоящий момент в регионах РФ предпринимаются попытки устранить данный пробел законодательства на местном уровне. В связи с чем, рекомендуем Вам перед размещением рекламы на асфальте убедиться, что административная ответственность за данное административное правонарушение не предусмотрена законом вашего субъекта РФ.
 
Вопрос 8. Какие могут быть наложены штрафы ФАС за рекламу противоречащую требованиям законодательства?
Согласно ст.23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы осуществляю производство по следующим делам об административных правонарушениях в сфере рекламы:
- ст.14.3 КоАП РФ (см. вопрос №4)
- ч.1, 3 — 5 ст.14.38 КоАП рФ (см. вопрос №1)
- ст.19.31 КоАП РФ. Составом административного правонарушения по данной статье является нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем сроков хранения рекламных материалов или их копий, а также договоров на производство, размещение или распространение рекламы, которые установлены законодательством о рекламе.
За совершение данного правонарушении на индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц — от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
Некоммерческое партнерство «Законный бизнес» готово оказать защиту по любому делу об административном правонарушении в сфере рекламы. Позвоните нам на по номеру 98-332-98 и получите консультацию.