Содержание:

1. Зарождение предвыборной борьбы в Древнем мире
2. Политическая и предвыборная пропаганда Древняя Греция и Древний Рим
3. Исторические предпосылки формирования полити­че­с­кой предвыборной системы в США
4. Политическая и предвыборная пропаганда в США XIX век
5. Из истории выборов в Европе
6. Основные принципы зарождения современной пред­вы­борной агитационной системы в Европе
7. Политическая и предвыборная пропаганда в России
8. Выборные процессы в России при династии Ро­ма­но­вых до XIX века
9. Агитационный плакат

"Показать »

10. Законодательная база, которой руководствуется типография при производстве агитационных материалов
11. Участие типографии в предвыборной агитационной борьбе кандидатов в депутаты
12. Что нельзя печатать в агитационных материалах
13. Условия выпуска и распространения печатных и иных агитационных материалов
14. Полиграфические материалы для предвыборной агитации кандидатов в депутаты
15. Агитационный период

Зарождение предвыборной борьбы в Древнем мире

Зарождение предвыборной борьбы в Древнем мире

Зарождение предвыборной борьбы в Древнем миреЗначение известного выражения «В начале было Слово» люди (homo sapiens) оценили еще в глубокой древности. Ведь что такое «Слово» — это информация, неважно, правдивая или нет. Недаром еще во времена первобытнообщинного строя лидерами человеческих сообществ наряду с Вождями (самый сильный Воин и Охотник), были Священнослужители – шаманы, колдуны, жрецы и т.п. Они обычно были самыми хитрыми и велеречивыми людьми в роду, клане, племени.

Вождь чаще всего управлял силой: «Побью или убью». Жрец (шаман) управлял комплексом «театрально-цирковых» представлений – музыка (бубен), танцы (прыжки и ритмичная тряска), и пение (дикие завывания и истошные крики).

"Показать »

Эти методы часто действовали эффективнее, чем грубая сила и угрозы. Жрецы пользовались также и элементами изобразительного искусства (наскальная живопись – пещера Альтамира и др.) и гримом – «боевая раскраска», маски и т.п.

Таким образом мы можем понять, что «агитпроп» возник очень давно, а в дальнейшем лишь совершенствовался и менялся применительно к требованиям времени. Самый простой метод информационно-агитационной борьбы – дезинформация (обман или вранье в просторечии). Египтяне и персы пользовались этим очень часто. Ксеркс, глава «войска вторжения» в Грецию, усиленно распускал слухи о баснословной многочисленности своего войска: «если все персидские воины выстрелят из луков, то их стрелы затмят солнце», ложь для «лохов» — прокормить сколько-нибудь «великое войско» на территории каменистого Пелопонесского полуострова было невозможно.

Еще один «классик» агитационно-информационных войн – древнекитайский философ Сунь-Цзы. Он, еще в IV в. до н.э. сформулировал принципы «подрывной деятельности», которыми до сих пор пользуются соответствующие спецслужбы США и Великобритании (и не только):

- разлагайте все хорошее, что имеется в стране вашего противника;
- вовлекайте видных представителей вашего противника в преступные предприятия;
- подрывайте их престиж и выставляйте в нужный момент на позор общественности;
- используйте сотрудничество самых подлых людей;
- разжигайте ссоры и столкновения среди граждан вражеской страны;
- подстрекайте молодежь против стариков;
- мешайте всеми средствами деятельности правительства;
- препятствуйте всеми способами оснащению, обеспечению и наведению порядка в вооруженных силах;
- сковывайте волю противника бессмысленными песнями и музыкой;
- обесценивайте все традиции и богов ваших врагов;
- посылайте женщин легкого поведения с тем, чтобы дополнить дело разложения;
- будьте щедры на предложения и подарки для покупки информации и сообщников, не экономьте ни на деньгах, ни на обещаниях, так как они приносят богатые дивиденды).

У нас много и часто пишут о некой «доктрине» Аллена Даллеса (директора УСС, США), а он лишь процитировал постулаты информационной войны применительно к СССР.
 
Если же перейти непосредственно к теме, т. е. собственно выборам, то история этого общественного явления чрезвычайно поучительна. Как мы можем заключить из вышенаписанного, выборные должности возникли еще во времена первобытнообщинного строя. Т.н. «военная демократия» предполагала разделение некого общества (племени, общины и т.п.) на категории: полноправных и неполноправных членов. Полноправными обычно считались все взрослые здоровые мужчины с оружием; неполноправными – все остальные: женщины, дети, инвалиды, старики. Как видим, никакой «толерастии»))).

Любому  обществу нужны лидеры-предводители. Они решают, куда вести своих людей (иногда в прямом смысле, если племя, например, кочевое). С того периода также, люди додумались до разделения властей на гражданские и военные (не везде, конечно). Самый лучший Администратор или Охотник не всегда хорош при защите от набегов сильных врагов, там нужен Командир (читай – «военный вождь»).

Выборы производились на «сходах» (собраниях) полноправных. Кандидаты на роль лидеров были либо «самовыдвиженцами», либо неформальными лидерами неких группировок внутри данного сообщества людей. Предвыборная пропаганда заключалась в произнесении неких речей, где кандидаты в лидеры (или их представители) кратко обрисовывали свое видение обстановки, путей развития, решения насущных проблем и т.п. Допускалась наглядная демонстрация возможностей кандидатов – показ охотничьих «трофеев» (черепа, шкуры, когти, клыки) при выборах мирного вождя, например.

В случаях острого противостояния кандидатов (или внутриплеменных группировок) дело часто решали поединки. Тяжелые ранения и даже смерть при выборах вождей и предводителей в те времена – обычное дело, о чем свидетельствуют различные народные эпосы – "Гильгамеш", Месопотамия, «Шахнаме», Персия, "Песнь о Нибелунгах", Германия, "Рамаяна", Индия, "Эдда", Исландия, Норвегия и т.д. и т.п. Победители становятся легендарными героями, их противники – подлыми и изворотливыми негодяями. Пропаганда в чистом виде, как видим.))).

Конечно, все вышесказанное не означает, что везде и всегда выборные процессы происходили именно так. Мы попытались лишь набросать некую схему, которая более или менее точно отражает процессы и тенденции характерные для жизни людей тех далеких времен "на заре цивилизации".

 

Политическая и предвыборная пропаганда Древняя Греция и Древний Рим

Политическая и предвыборная пропаганда Древняя Греция и Древний РимВыборы в формах близких к знакомым нам, зарождаются в древних государственных образованиях. Наиболее известные – Древняя Греция и Древний Рим (естественно, учитывая «европоцентризм» нашего образования))). В Древней Греции (общее название городов-государств – т.н. «полисов») в каждом полисе существовала т.н. «Экклесия» — народное Собрание, где присутствовали все свободные мужчины (актуально при наличии института рабства) имеющие право носить оружие, в возрасте от 20 лет.
 
Простое голосование – поднятие рук при постановке вопросов «За» или «Против», годилось для решения большинства вопросов – выборы должностных лиц самоуправления, объявление войны или заключение мира, военного союза, принятие спецпостановлений и т.п.

"Показать »

Но, для отсеивания глупых, опасных для общества, экстремистских и т.п. предложений в Афинах, например, существовал Совет четырехсот (или пятисот по др. источникам) – представители от всех афинских фил (племена, «колена», если ср. иудейскую терминологию). В Совет его члены избирались по жребию, с регулярной ротацией.

Для голосований применялись также камешки, металлические пластинки, бобы, листья и т.п. Это делалось для облегчения процедуры подсчета голосов. В Афинах существовал также вид голосования для чрезвычайных случаев т.н. «остракизм», от греч. «остракон» — черепок. Гражданам полисов выдавались черепки разбитых горшков на которых они выцарапывали имена граждан, которые по их мнению были опасны для общества в силу своего экстремизма, стремлению к единоличной власти и т.п. Те, кто «набирал» наибольшее количество этих антиголосов могли быть лишены гражданских прав , навсегда изгнаны из полиса и даже казнены.
 
Любопытно, что граждане полиса предлагавшие различные законопроекты и после их принятия Экклесией становившиеся реальными законами, в течение года после этого несли персональную ответственность за последствия их «законотворчества» (эх, нам бы для наших депутатов такое, да разве ж они примут))).

Кандидаты на выборные должности должны были представить на суд избирателей «историю своей жизни» — поведение в быту, чтит ли он родителей, нес ли военную службу, выполнял ли финансовые обязательства перед полисом и т.д. Это и было основой предвыборной пропаганды, своеобразное «соревнование репутаций».

Тем не менее, существовало и такое явление как «демагогия», не имевшее первоначально негативного содержания этого термина. Если перевести более доступно для современных людей слово «демагог» можно как «демократ», «популист», «народный политик» и т.п. Наиболее выпуклую характеристику этого явления дал Аристофан ( V в. до н.э.) в комедии «Всадники». В сатирических тонах изображается раб Пафлагонец (пародия на одного из современных автору демагогов), принадлежащий выжившему из ума старику Демосу (т.е. Народу), который (раб) бессовестно обманывает и обирает своего хозяина. Ничего из практики современных «слуг народа» не напоминает?))).

Впрочем, большинство из того, что мы знаем о греках и их законах и обычаях, написано самими же греками и неизбежно содержит в себе элементы приукрашивания и идеализации. Греческие рабовладельческие полисы выглядят более структурироваными и «продуманными» системами только на фоне менее развитых и «хвастливых» народов.)))

 

Политическая и предвыборная пропаганда Древняя Греция и Древний Рим
 

Другое известное из книг и учебников древнее государство – Рим. Если рассматривать кратко (это ведь статья, а не монография))), то многие элементы и термины из той эпохи дожили до наших дней. Так любым выборам предшествовала предвыборная кампания. Соискатели облачались в белую тогу (candida), и становились «кандидатами». Древнее римское общество делилось на патрициев и плебеев, т.е. на «знать» и «городскую бедноту». Поскольку плебеев со временем становилось все больше они отвоевывали себе все больше прав, в том числе избирательных, и в конце концов верхушка плебса смешалась со старым патрициатом и приобрела название «нобилитет».

На выборах в Древнем Риме обычными явлениями были массовые попойки за счет кандидатов, подарки гражданам от их имени, «займы» денег без отдачи и т.д. Все элементы «грязных» политтехнологий зародились еще тогда. Все попытки ограничить эти явления законами (De ambitu) успешно нивелировались массовыми нарушениями. Устроение массовых зрелищ, раздача хлеба, вина и масла от имени кандидатов было обычной практикой. Существовали системы распространителей и посредников (divisores), которые раздавали бедным избирателям хлеб, мобилизовывалась т.н. "«клиентела», группа зависимых от кандидата людей, из которых формировались команды агитаторов и т.д.

Известный факт — Гай Юлий Цезарь в период подготовки к выборам на должность Понтифика (Верховного жреца) влез в такие долги, что сказал своей матери, отправляясь на выборы: «Либо я вернусь Понтификом, либо не вернусь совсем…». Актуально звучит и в наше время))).  По версии некоторых историков гражданскую войну с Сенатом Цезарь начал из-за того, что сенаторы отказались дать ему гарантии от судебного преследования в том числе и за подкуп избирателей, взятки должностным лицам и т.п. злоупотребления. Тот еще «перец» был этот лысоватый дяденька с большим «шнобелем»))).

Процедура голосования происходила на Марсовом поле около Рима. Там собирались «трибы» (избиратели определенного территориального округа) и люди шли к урнам для голосования. Количество людей, пришедших на собрание трибы никого не интересовало, ведь у каждой из 35 триб было по одному голосу. Но умные политтехнологи той эпохи со временем поняли – кто выведет на Марсово поле больше людей, тот сможет проконтролировать ход выборов. Идея всевозможных «Майданов» была рождена именно тогда, так же как идея выводить на «Майдан» военных (легионеров) и отставников (ветеранов).

В письме Квинта Цицерона к своему брату знаменитому оратору Марку Цицерону открыто даются такие советы: «Агитация должна охватывать не только столицу, но и распространяться на провинции и колонии. Необходимо обещать помощь всем, даже тем, кто ею никогда не воспользуется. Кандидат должен быть всегда любезным и спокойным, к каждому на улице обращаться по имени, слушая раба, шепчущего на ухо. На людях следует появляться с большой свитой, чтобы все думали, что у претендента много друзей. Сенаторам следует напоминать, что он всегда будет на их стороне, сословию всадников, что он из их рода, а народу – что он защищал в судах популярных трибунов. Главное для победы на выборах – помощь друзей и симпатии народа. Если ты хочешь быть избранным, то хвали всех и всё!». Перевод, естественно, адаптированный для современного читателя))).

Впрочем, вся эта суета с выборами стала малозначительной после установления в Древнем Риме авторитарной власти императоров. Голос императора перевешивал всех!))). Дальнейшая история предвыборных эпопей в старушке Европе будет изложена в следующих статьях.

 

Исторические предпосылки формирования политической предвыборной системы в США

Исторические предпосылки формирования политической предвыборной системы в СШАСоединенные Штаты Америки – страна эмигрантов, поскольку коренные американцы, то есть североамериканские племена индейцев были этими эмигрантами истреблены на 95%. Первоначально, территории на атлантическом побережье Североамериканского материка были английскими и частью французскими колониями и законодательство там, соответственно было импортировано из метрополий.

Первые поселенцы считали себя англичанами и соответственно полагали что имеют те же права и свободы, которые они имели на старой Родине. Первые колонии в начале XVII века основывались очень разными людьми. Это были преимущественно частные лица получавшие королевские хартии на право основания колонии. Среди основателей были люди с акционерно-предпринимательскими проектами, желавшие приобрести новые земли феодальные собственники и группы людей, покинувших Англию из-за религиозных гонений.

"Показать »

Исторические предпосылки формирования политической предвыборной системы в СШАОдна из первых колоний – Виргиния была основана акционерной компанией, где распределение земельной собственности зависело от количества акций у жителя колонии. Мэриленд, Каролина, Пенсильвания, Нью-Йорк и Нью-Джерси — были созданы на правах феодальных маноров, но потом собственники были вынуждены разрешить английскую систему выборного представительства.

Были колонии, основанные католиками, квакерами, приверженцами англиканской церкви, но больше всего было протестантов. Они в свою очередь делились на демократические («отцы-пилигримы», Плимут) и теократические (пуритане, Массачусетс). Теократы сразу установили свои порядки – все преимущества и бонусы получали иерархи их церкви. Все английские права и свободы распространялись только на сторонников протестантов.

Избирательные права в колониях, как и в Метрополии ограничивались имущественным цензом. Но в отличие от Англии, где все давно поделено, у американских колонистов земли было – «завались», и поэтому стать собственником крупного участка было не так уж сложно. Соответственно и избирательными правами обладало большее количество взрослого мужского населения.

Исторические предпосылки формирования политической предвыборной системы в США

Структура политической системы также была перенесена из Англии – губернатор представлял монарха из Метрополии, палата лордов – аристократию и палата общин – все остальное свободное население. Выборные ассамблеи сумели серьезно потеснить власть губернаторов (губернатор ведь немножко не король). Они получили в свое распоряжение финансы (вплоть до определения жалования самого губернатора), налоги, определение ежегодного бюджета колонии, право назначать ключевых должностных лиц и т.п.

В колониях же, исходя из их основных интересов – желания расширяться на Восток, сформировалась теория о превосходстве белых поселенцев над индейцами и неграми. Протестантские проповедники с пеной у рта доказывали, что у черных и «цветных» есть чувства и страсти, но нет разума, следовательно, они не могут иметь никаких прав, включая избирательные. Кстати, такое отвратительное явление как работорговля поощрялось английским правительством – в последней трети XVII в. И король и «демократическое» английское правительство предоставили Королевской африканской компании монополию на работорговлю, после чего чернокожие невольники доставлялись в колонии только на английских кораблях. А владельцы английских кораблей платили налоги «короне» — «хитрая механика», не так ли?).

После семилетней войны (1756-1763г.), когда Англии удалось вытеснить французов из Канады, поиздержавшиеся власти Туманного Альбиона решили поправить свои финансы за счет колоний. Был принят целый ряд законов и указов о налогообложении переселенцев в пользу Метрополии. Жители колоний считавшие, что они имеют равные права с британцами вдруг поняли, как жестоко они обманулись – Англия нарушила главный принцип выборной власти – «нет представительства – нет налогов». А поскольку в Английском парламенте не было ни одного представителя населения колоний, то откуда взялись налоги?

Репрессивную политику по отношению к американским колониям многие связывали с именем пришедшего к власти (1760г.) короля Георга III. Томас Джефферсон, автор Декларации независимости, выдвинул против него целый букет обвинений (стыдливо изъяв, однако из своей Декларации пункт с осуждением рабства – «братва»…хм-м… соратники не поймут))). В итоге 13 колоний начали войну за независимость от Метрополии (1775-1783 г.г.), в которой одержали победу и объединились в единое государство. Хотя не помешает еще раз подчеркнуть, что война велась не за мифические "свободы", а из вполне конкретных экономических интересов — богачи из колоний не желали спонсировать "старушку Англию"))).

Американские колонии провозгласили курс на отказ от монархии и демократизацию общественно-политической жизни, но на деле имущественные цензы как для избирателей, так и для кандидатов на выборные должности надежно отсекали всех «неблагонадежных» (читай небогатых) от выборных процессов. Представители материально и финансово обеспеченных кругов страшно боялись «всеобщей демократии» – так ведь и поделиться могут попросить!))). Деньги имущие хотели стать еще и власть имущими))).

Политическая борьба  обеспеченных  «представителей народа» (между собой и против нижестоящих) никогда не утихала со времен колониальных ассамблей и велась влиятельными группами за престижные должности и лоббирование своих коммерческих интересов. Например, в колониальном Массачусетсе, имевшем множество политических фракций (правительственная, сельская, народная и др.), за борьбой партий уже тогда скрывался конфликт между зажиточными семьями.

В результате, на Конвенте 1787 года был разработан проект конституции, который представлял систему общественно-политического устройства американцев почти в современном виде. Конвент признал, что приоритетным правом среди всех остальных является право на собственность (а как же!). Для большей подконтрольности общественно-политических процессов т.н. «федералисты» (А. Гамильтон и др.) продавили увеличение роли исполнительной власти (президент) и ограничение роли законодателей (Сенат и Палата представителей). При этом в Сенат избирали не жители территорий (штатов) напрямую, а уже избранные легислатуры (сенаторы и представители этих штатов. Цель – максимально сузить круг людей, принимающих судьбоносные решения.
Большую роль в становлении американской государственности сыграл главнокомандующий Континентальной армией Д. Вашингтон, на счету которого было несколько убедительных побед над англичанами. Идею о выдвижении своей кандидатуры на пост президента США Вашингтону подсказали (как считают некоторые историки) офицеры его армии, которые после окончания военных действий опасались, что Конгресс не выплатит им жалование.

Исторические предпосылки формирования политической предвыборной системы в СШАЗажиточный плантатор-рабовладелец прислушался к пожеланиям соратников и был избран первым президентом страны (1789 г.). За него проголосовали 69 выборщиков из 75. Здесь необходимо пояснить, что в наидемократичнейшей стране мира НЕТ прямых выборов президента! Такие выборы есть только в тоталитарной России))). Граждане населяющие американские штаты (каждый штат сам по себе – государство (!) выбирают не президента, а всего лишь выборщиков, которые уже и будут избирать первое лицо страны… При этом выборщики для избрания президента избирались напрямую населением лишь в 4 штатах из 13, в остальных выборщиков поставляли представители местных Конгрессов…

Несмотря на то, что Д. Вашингтон был владельцем 390 рабов, безжалостно эксплуатируемых на плантациях конопли (факт!), богобоязненные и устремленные к демократии американцы (выборщики, понятно) переизбрали уважаемого плантатора на второй срок. Вообще, до 1951 года американский президент мог быть переизбран любое количество раз (Ф. Д. Рузвельт правил 4 срока подряд и – ничего, ни о каком тоталитаризме даже слышно не было!))).

Таким образом, мы видим, что к началу XIX века на территории Северо-Американских Соединенных Штатов сложилась устойчивая система политической власти богатых, которая искусно маскировалась под «народную демократию». Французы ведь в наивности своей этой «демократической стране» стонущей под властью денежных мешков даже Статую Свободы подарили (1876 г.))).

 

Политическая и предвыборная пропаганда в США XIX век

Политическая и предвыборная пропаганда в США XIX векВ XIX веке американцы упорно соревновались с англичанами на ниве развития демократии. Важным показателем в этой области является избирательное законодательство. При сохранении имущественного ценза в выборах участвовало не более 10-15% населения страны. В пику англичанам американцы в первой трети века отменили имущественный ценз для всех свободных БЕЛЫХ мужчин (демократия, нет что ли?). Англичане имущественную планку снизили но таки сохранили и у них участвовало в выборах аж 5% процентов мужского населения!))). А у американцев – от 10 до 15% — демократия, блин, в действии).

В XIX веке сложилась знаменитая двухпартийная модель – основа избирательной системы США.

"Показать »

В первые годы двухпартийной системы в США сложились три принципа, господствующие в политической системе США и сейчас – консенсус, преемственность, альтернативность. Консенсус означал, что верхушка американского общества договорилась между собой. Преемственность – договорились о том, что, если к власти приходит соперничающая группа, никаких «революций» она не устраивает. Альтернативность – договорились и о том, что соперничающие группировки время от времени «дают порулить» своим «противникам».

Политическая и предвыборная пропаганда в США XIX векЭта система гарантированно «отсекала» от претензий на власть все другие партии, кроме демократической и республиканской. У американских коммунистов даже в самых невероятных вариантах НИКОГДА не было никаких шансов (да и какие они коммунисты, если разобраться))).
В XIX веке все же произошел раскол американской элиты по вопросам рабовладения. Лидер партии республиканцев А. Линкольн, выступил против идеи отдать решение о том, будет территория того или иного штата свободна от рабства или нет на откуп самим штатам. И эта позиция определялась вовсе не христианской любовью к «черным братьям». Просто большинство даже самых низших слоев белого населения Америки массово считало себя выше чернокожих рабов. «Хоть я и бедный оборванец, но ты черномазый все равно хуже меня!». Американской мечтой тогда было – завладеть рабами и заделаться плантатором!
 
Политическая и предвыборная пропаганда в США XIX векНо превращение большинства штатов в рабовладельческие могло сильно подорвать избирательную базу республиканской партии – мелких землевладельцев и фермеров, количество которых резко уменьшилось бы под напором плантаторов-рабовладельцев. Именно это обстоятельство, а также влияние промышленников индустриально развитого Севера заставило Линкольна (выходца из простой фермерской семьи) возглавить борьбу за отмену рабства, что и привело к гражданской войне (1861-1865 г.г.). Победили, как известно северяне, что не привело, однако, к получению неграми избирательных прав.
Система выборов кандидатов в президенты тоже была устроена с помощью «хитрой механики». На уровне отдельных штатов можно было проводить дебаты и обсуждения тех или иных кандидатур, но на федеральный уровень ехали не кандидаты в президенты, а всего лишь делегаты от штатов, которые и определяли реальных кандидатов на высший пост в стране.

В ходе «предвыборной гонки» соперничающие кандидаты изощрялись в попытках привлечения внимания публики. С 1828 года историки отмечают начало эры массовой политики в США с многочисленными предвыборными митингами, шумными парадами, перерастающими в массовые политические потасовки.

Политическая и предвыборная пропаганда в США XIX векВ последней трети XIX «позолоченного» века система выборного представительства в США характеризуется перекосом в сторону финансово-промышленного истэблишмента. На господствующие позиции в общественно-политической жизни выходят представители крупных корпораций. Но наряду с теми, кто подобострастно именовал Дж.П. Моргана и Дж. Рокфеллера «капитанами индустрии», было немало тех, кто называл их и им подобных «баронами-разбойниками». Многие олигархи-нувориши относились к политической власти, как к своей собственности. Богатая верхушка общества уверенно занимала руководящие роли в представительных и властных структурах американского государства.

Для сравнения, цифры представительства «владельцев заводов, газет, пароходов» в верхнем эшелоне исполнительной власти и дипломатической службы: 1877-1897 гг. — 86,8%, 1897-1913 гг. — 91,7%. Подлинный триумф характеризует ее участие в Верховном суде США: 1877-1897 г.г. — 84,2%, 1897-1913 гг. — 100%.

Финансирование «клубом миллионеров» на выборах обеих основных партий становится решающим фактором победы. В 1896 году республиканцы победили на президентских выборах (Г. Маккинли) благодаря щедрому спонсорству мультимиллионера М.Ханна.

О дальнейших перипетиях избирательной системы США уже в ХХ веке будет рассказано в отдельной статье.

Из истории выборов в Европе

Из истории выборов в ЕвропеВыборы существовали всегда и везде. Людям, входящим в сколько-нибудь организованное сообщество всегда нужны лидеры. А по-настоящему «легитимный», т.е. признаваемый подавляющим большинством сограждан лидер может быть только «всенародно избранным». Это знали и в древних государствах (Греция, Рим), это понимали и в «темные века» — после разгрома Римской империи варварами.

История этого общественного явления (выборов) чрезвычайно поучительна. Вопреки расхожему обывательскому мнению, что выборы появились в Новое, а то и новейшее время, факты говорят о том, что этому явлению, хотя бы в Европе более 2000 лет. Если не вспоминать о древних римлянах, которые «изобрели» процедуру тайного голосования, избирательные урны и бюллетени, можно, например, упомянуть что кардиналы-католики выбирали Папу Римского с 1059 года. В монастырях выбирали настоятелей, а в светских областях – епископов.

"Показать »

Епископ – важная фигура, т.к. он мог существенным образом влиять не только на церковную (что естественно), но и на светскую жизнь. Так что борьба за «удобную» кандидатуру была не только в среде т.н. «капитула» — собрания каноников (верхушки духовенства данной области), но и королевская власть иногда использовала «административный ресурс». Ну и Папы Римские (в католицизме) тоже не стеснялись в различных методах давления на выборщиков. Конечно рядовых прихожан соответствующих церквей никто и не думал о чем-то спрашивать.
Надо также заметить, что предвыборная борьба в те времена велась достаточно «топорно» — применялись как отлучения от церкви, так и прямое физическое устранение конкурентов.

В светской жизни средневекового Запада также существовал институт выборов, самые знаменитые – выборы короля Священной Римской империи германской нации. Истоки этого явления историки выводят из языческого прошлого племен, германских варваров, завоевавших в свое время Древний Рим. Варвары жили обычаями родоплеменной эпохи, и вожди у них были выборными.

Выбирали же короля (императора) князья-выборщики из наиболее важных и сильных германских земель — Трира, Кельна, Майнца, Богемии, Баварии, Саксонии, Бранденбурга и курфюрстов Пфальца. Часть из этих выборщиков была Принцами-Архиепископами. Разумеется, выбор нужного кандидата происходил заранее, а результат оглашался на официальной церемонии. После этого король утверждался Папой Римским. Широкой предвыборной агитации конечно не было – кандидат в короли устно что-то обещал выборщикам и Папе и этого было достаточно.

В Европе выбирали так же королей Швеции, Венгрии, Речи Посполитой (впоследствии Польши).
 
Из истории выборов в ЕвропеОгромный импульс развитию практики выборов придало появление в Европе сословных представительных органов. Первыми, как ни странно появились «кортесы» (от исп. Corte – двор (королевский) в Испании. В кортесы входили дворяне, духовенство и немного позднее – представители зажиточных горожан. В связи с достаточно узкими кругами избирателей предвыборная агитация и пропаганда не носила сколько-нибудь масштабный характер. Достаточно было выработать общую точку зрения в круге «выборщиков» и кандидат в «депутаты» доносил ее до сведения короля и верхушки «истэблишмента» с высокой трибуны.

Похожие общественно-политический институты были и во Франции – Генеральные штаты, Англии – Парламент, в Германии – ландтаги и Рейхстаг. Все они были сословными, т. е. представляли привилегированные сословия той или иной страны. Как правило это были дворянство, духовенство и т.н. «третье сословие», т.е. представители наиболее авторитетных и зажиточных простолюдинов.

В Средневековье основными задачами представителей «народа» было уменьшение налогов, т.к. именно на третье сословие ложилось основное налоговое бремя. Соответственными были и «предвыборные обещания» кандидатов.
 
В средневековой Европе информационно-политическая агитация выходит на новый уровень, благодаря изобретению печатного станка И. Гутенбергом.
«95 тезисов» Лютера можно назвать первой в Европе печатной листовкой. Основы противостояния не столько религиозные, сколько экономические. Лютер протестует против беззастенчивой продажи немецким «резидентам» папских индульгенций. Это прямой подрыв экономики германских княжеств – серебро и золото в обмен на резаную бумагу! Не находите параллелей в современности – что есть доллар – «резанная бумага» в чистом виде, не привязанная ни к одному материально-ценностному носителю! А ведь «портреты мертвых президентов» до сих пор многие страны используют для создания своих валютных резервов.)))

Как видим, в период средневековья выборы в Европе не имели регулярной периодичности, сословные представительные органы чаще всего созывались монархами тогда, когда требовались большие "займы" денег или для государства наступали "критические дни" — война, народный бунт и т.п. Дальнейшая история выборных процессов в Европе будет описана в дальнейших статьях.

 

Основные принципы зарождения современной предвыборной агитационной системы в Европе

Основные принципы зарождения современной предвыборной агитационной системы в ЕвропеВпрочем, о выборных системах сколько-нибудь напоминающих современные можно вести речь только с XVII — XVIII веков. Во Франции это т.н. Конвент, депутаты которого избирались мужчинами в возрасте от 21 года, живущими на доходы или трудовой заработок и не являющимися прислугой. Поскольку выборы проходили после свержения короля в 1792 году, то и предвыборная агитация базировалась на лозунгах свободы и равенства и «Декларации прав человека и гражданина» написанной еще Мирабо в самом начале революционных событий.

"Показать »

Наиболее известный деятель от пропаганды времен Французской революции – Ж.-П. Марат. Персонаж весьма противоречивый, главными чертами которого являлись жажда славы и желание выделиться.  Но пользовался он методами мягко говоря сомнительными, хватался за все подряд. Но написанный им философский трактат высмеяли Вольтер и Дидро, а показываемые им опыты по электропроводности Основные принципы зарождения современной предвыборнойрезины были признанными мошенническими. В годы революции в издаваемой им газете «Парижский публицист» Марат сам себя назначил «другом народа» (!). Каков «перец»!))). Главная идея, продвигаемая им – «беспощадно казнить всех врагов Революции!». Врагов, впрочем, он назначал сам))). В их число попали и многие видные депутаты, и руководители революционного Конвента. Неудивительно, что этот депутат-демагог Марат был убит другой революционеркой – дворянкой Шарлоттой Корде, возмущенной его жестокостью и страстью к насилию…

В Англии в XVII – XVIII в.в. не было единого избирательного законодательства и в результате каждый избирательный округ (приход) самостоятельно определял правила выборов, в том числе имущественный ценз для избирателей. Где-то допускались только богатые землевладельцы, а где-то достаточно было иметь в доме очаг, где можно вскипятить котел воды))). В кичащейся своей демократией Англии (при наличии должности короля!) долгое время существовал избирательный округ, где вообще не проживали постоянные жители – все было занято пастбищами для овец. Тем не менее, депутатов в Парламент овцы благополучно избирали, агитаторы, наверное, соблазняли четвероногих «избирателей» охапками свежей травы))).

Нередкими были случаи, когда предвыборная агитация заключалась в том, что пришедших голосовать граждан встречали на входе крепкие парни с дубинками в руках и убедительно «рекомендовали» того или иного кандидата. Большинство избирателей предпочитало «поберечь здоровье»))).
Хотя имущественный ценз существенно ограничивал количество избирателей, их было достаточно для того, чтобы устраивать митинги, где кандидаты и их помощники раздавали агитационные листовки и выступали с речами – перекричать толпу без микрофона – это что-то! Существовал даже жанр «предвыборных куплетов», где бралась известная песня и переделывались слова в КВН-ском стиле. Один антимонархист переделал даже текст государственного гимна – «God Save the King»!

Наивысший подъем агитационно- пропагандистских (в том числе и предвыборных) усилий в Англии, как и во Франции пришелся на период революции и последующих событий в период 1640-1660 г.г. Борьба короля и Парламента сопровождалась ожесточенной идейно-политической полемикой. Конфликт разворачивался между старой феодально-землевладельческой знатью с королем и официальной церковью во главе и торгово-промышленными кругами, мелкими землевладельцами, низшими слоями дворянства. На «щит» конечно же поднимались религиозные разногласия, выглядевшие более «благообразно», чем чисто экономические интересы различных групп населения.

Был в годы английской революции и свой «Марат», некто Мэрчмонт Нидхем, издатель газеты «Британский вестник».  Оголтелая антироялистская пропаганда – вплоть до пародий на речи короля в Парламенте закономерно привела к тому, что королевское терпение закончилось, газетку прикрыли, а Нидхем попал под суд.  Принципиальность пламенного борца за демократию закончилась на пороге тюремной камеры. Нидхем слезно покаялся и был помилован. Выйдя на свободу, бывший идеолог парламентаризма начал издавать «Прагматический вестник» (что может быть прагматичнее, чем вовремя предать))).

Теперь он за Короля! На этот раз оголтелая антипарламентская пропаганда, в особенности сатира на О. Кромвеля, будущего диктатора, опять приводит Нидхема в тюрьму, где он опять раскаялся (предавший однажды…))). И… начал издавать «Политический вестник», где вновь гражданам разъяснялось, что король и лендлорды – «бяка»))). Этот «журнашлюх» XVII века даже гордился своей изумительной гибкостью!

Одним из распространенных в то время в Англии агитационно-пропагандистских средств был памфлет. Так называлась небольшая непереплетенная брошюра без обложки. Памфлеты были чаще всего направлены против политического устройства общества, неких общественных и политических групп, партий, отдельных общественных и политических деятелей. За два десятилетия «парламентаризма» в Англии было издано более 3000 памфлетов. Наиболее выдающимися авторами этих пропагандистских «агиток» считается Джон Мильтон, которого многие знают, как известного английского поэта, Джон Лильберн (сторонник левеллеров-уравнителей) и Джерард Уинстенли (сторонник диггеров – «брошенных и нищих»).

Самое удивительное, что в периоды отсутствия твердой королевской власти (1641-1653 г.г.) и (1659-1660 г.г.) Парламенты не распускались и не соответственно не избирались по 10-12 лет подряд, где же ваши свободы и демократия, господа англо-саксы?

После реставрации монархии многие памфлетисты и активисты агитационно-пропагандистских «баталий» антироялистской направленности отошли от дел. А новые власти решили ограничить свободу частных изданий экономическими методами. Например, был введен т.н. «штемпельный налог». На каждую страницу газеты ставили штемпель и налог взимался за количество страниц. Но журналисты и издатели быстро нашли способ обойти эту напасть. Формат газет изменился от примерно А5 до А3 и больших форматов и количество страниц (а с ними и налоги) резко уменьшились.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы видим, что развитие политической и предвыборной пропаганды в Европе сильно зависело от экономического развития и наличия сильной центральной власти. Там, где этих условий не было (Германские княжества, Польша и т.п.) не развивалась и политическая борьба в форме пропаганды, а большинство внутренних вопросов решалось силовыми (т.е. военными) методами.
О том, как развивалась история выборных систем в Европе будет рассказано в других статьях.

 

Политическая и предвыборная пропаганда в России

Политическая и предвыборная пропаганда в РоссииБольшинство жителей современной России благодаря многолетним усилиям оплаченных западными спецслужбами пропагандистов прав, свобод, толерантности и т.п. уверены, что на Руси выборов как таковых не было. Это не так, но нам не привыкать к тому что наше прошлое, как и настоящее «либерасты» поливают грязью и покрывают тоннами бессовестной лжи. Давайте попробуем разобраться: как и что было на самом деле.

Если не принимать во внимание достаточно легендарную историю о призвание славянами варягов во главе с Рюриком на княжение (тоже выборы под лозунгом: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет…»), то историю российского «парламентаризма» можно начать отсчитывать от отраженного в летописях воплощения в жизнь обычая т.н. «прямой народной демократии» — городские народные веча. Историки выводят это слово от древнеславянского слова вѣтъ – совет.

"Показать »

 
Вече – это некое собрание народных представителей, которые собирались и решали важные общественные, политические и экономические вопросы в том или ином населенном пункте (как правило древнерусском городе). Сама традиция веча вытекает из родоплеменных отношений славян (как и многих других народов). В этой традиции решения по важным вопросам принимало собрание всех свободных мужчин племени.
В отражаемые в летописях периоды городские веча решали такие вопросы как призвание князя на княжение, политический и экономический контроль за деятельностью «княжеской администрации, а если властитель совершал что-то «непотребное» по мнению участников веча, то и изгнание «князюшки» из города.

Из различных источников из времен Киевской Руси, историкам известно о наличии института веча в Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Чернигове, Смоленске, Нижнем Новгороде и др. Веча могли быть разного уровня – уличанские (решались вопросы, волнующие жителей одной улицы), кончанские (собирались жители «конца», т.е. определенного района города), общегородские (тут все понятно) и земские (в стольный град княжества съезжались представители «младших» городов и решали «глобальные» вопросы).

Кроме призвания (выбора) князя веча решали и такие вопросы как выборы тысяцкого – начальника земского ополчения и городского судьи, сотских, десятских, старост разного уровня – руководителей местного самоуправления. Выборы были прямыми и открытыми – любой участник веча мог предложить («выкрикнуть») кандидатуру на ту или иную должность. Претенденты выступали (при необходимости) с предвыборными речами и происходило голосование (чаще всего с помощью громкого скандирования имени того или иного кандидата. Победитель определялся по силе шума, производимого сторонниками. Если явного победителя определить было трудно, «избирательная комиссия» прибегала к помощи жребия.

Важный вопрос – социальный состав участников веча. Здесь мнения историков разделяются. Кто-то уверен, что участвовали все свободные мужчины, а кто-то толкует о подавляющем представительстве городской верхушки. Представляется что истина где-то посередине – даже если не было четкого имущественного ценза правом «избирать и быть избранным» пользовались далеко не все (в наше время разве не так?))). Простым людям – ремесленникам, не говоря уже о крестьянах нужно было много работать, а не шататься по городским площадям и драть там глотку.

Позволить себе участие в многочасовых «прениях» могли бояре, наиболее богатые купцы, представители духовенства и т.п. Так что можно заключить, что эти народные собрания имели в основном представительский характер. Даже исходя из того, что на вечевой площади Новгорода, например, могло поместиться не более 400-500 человек, а мужского населения было гораздо больше, можно понять, что «все имеющие право голоса» предпочтут «делегировать» свои полномочия более охочим до сходок и горлодерства персонажам))). Не зря и оформлявшие решения веча грамоты писались, например, в том же Новгороде (наиболее известном центре вечевой демократии) «от бояр, от купцов, от житьих людей, от всего Новгорода.
Решения «столичного» веча были обязательными для «младших» городов и жителей сельской местности. «На чем старшие приговорят, на том и пригороды встанут».

Следует также отметить, что наибольшую силу «вечевая демократия» приобрела в период феодальной раздробленности, поскольку бурный экономический рост русских городов способствовал увеличению общественно-политической активности зажиточных слоев их населения. Кроме того, князья «разбежавшиеся по многочисленным «столам» и постоянно враждующие между собой, стали гораздо более доступными для контроля со стороны местного самоуправления.

После монгольского нашествия вечевая традиция во многих городах пресеклась. Города отстраивались буквально «с нуля», в основном за счет князей и они приобретали огромный авторитет. Пришлое же население было в основном из сельской местности и не имело опыта и практики вечевых собраний.  Князья постепенно превращаются в «вотчинников», т.е. хозяев своих уделов, которых «погнать» с их стола стало трудновыполнимой задачей.
Чаще всего с XIV века народные сходки носят характер «мятежа-референдума»))). В Переяславле, Костроме, Нижнем Новгороде распропагандированные москвичами горожане устраивали массовые сходки по поводу непризнания власти тверского князя и о желании идти «под руку» князя московского))).
В Московской Руси классические веча сохранились только в Новгороде и Пскове, но и они к XVI веку были ликвидированы московскими царями. Слово «вече» исчезает из употребления.

В Московской Руси собрание членов общины («мира») называли мирским сходом. В общины объединяются посадские люди, живущие за городскими стенами и «тяглые люди» — крестьяне. При Иване Грозном возобновляется и укрепляется система «земских выборов». В городах создаются земские избы во главе с земскими старостами – нечто вроде муниципалитета. Новый год тогда наступал 1 сентября, от этого срока и проходили ежегодные выборы на мирских сходах. Кроме старост выбирались еще и «земские целовальники», которые и составляли штат городского управления. Целовальниками они назывались поскольку давали присягу – публично «целовали крест» и клялись честно и добросовестно работать на благо горожан. В этом собственно и заключалась предвыборная пропаганда. Избиратели ориентировались в основном на репутацию того или иного кандидата – уважаемые и состоятельные жители посадов — «добрые и пожиточные, которым бы мочно было верить».  По итогам выборов составлялись т.н. «Излюбленные списки» — избирательные протоколы с указанием кого и на какую должность «излюбили», т.е. избрали члены мирового схода, список которых также приводился в конце.

Выборные должностные лица занимались распределением и сбором податей, надзором за государевыми кабаками (винокурением), надзором за мерами и весами, распределением общинной земли, следили за благоустройством и вершили суд по мелким делам (оттуда ведет происхождение институт «мирового суда»).

Наиболее известный в русской истории земский староста – нижегородец Кузьма Минин, торговец «мясом и рыбой», вместе с князем Пожарским собравший средства и людей на «народное ополчение» и спасший Московское государство в период Смутного времени. Кстати, и земские старосты и целовальники работали без оплаты, на «общественных началах, для блага «обчества»))). Прям как в Древней Греции))).

Политическая и предвыборная пропаганда в РоссииВ начале XVII века, в связи с пресечением царской династии Рюриковичей, руководители народного ополчения созывают общероссийский Земский собор или «Совет всея земли». Грамоты с просьбой прислать представителей для выборов нового царя рассылаются во все крупные города Московской Руси. Организаторы Собора стремятся как можно больше расширить круг участников, чтобы максимизировать легитимность будущего монарха. «Чтобы изо всяких чинов по десяти человек из городов для государственных и земских дел прислали нам к Москве». Наиболее активные выборщики «били челом чтобы царские очи видеть» и добились личной встречи с кандидатом в монархи. В итоге в феврале 1613 года Михаил Романов был избран на царство и положил начало 300-летней династии.

В связи с вышеизложенным, мы можем заключить, что воцарение новой династии Романовых дает и новую точку отсчета развития общественно-политических процессов в России, о чем будет рассказано в дальнейших статьях.

 

Выборные процессы в России при династии Романовых до XIX века
 

Выборные процессы в России при династии Романовых до XIX векаПри Михаиле и Алексее Романовых Земские соборы созывались достаточно часто. Первые монархи династии хорошо помнили о своей выборности и в своих важных решениях старались опереться на широкие круги народных представителей. Процедура выборов делегатов на Собор была уже достаточно отработана.

Московский Разрядный приказ рассылал по уездным городам «призывные грамоты» для воевод. Воеводы собирали съезды избирателей разных сословий. На съездах избирались представители сословий – делегаты на Собор. Итоговые протоколы с именами «избранных» и подписями избирателей доставлялись воеводе, избиратели могли также составить «наказ» или «сказку» своим делегатам (чтобы не забывали предвыборные обещания))). По итогам выборов канцелярия воеводы составляла «отписку» и отправляла её в Москву, в Разрядный приказ.

"Показать »

Наиболее важным был в XVII веке Земский собор 1648-1649 годов. На нем был принят новый Свод законов или «Соборное уложение 1649 года.
В XVIII веке при Петре I Земские соборы не созывались. Царя с европейскими замашками мнение народа не интересовало. Он ввел в городах России систему магистратов, подчиненных Главному магистрату (1721 г.). Городские магистраты избирались посадской общиной (точнее, ее представителями) и дублировали функции уже существующих земских органов самоуправления.

Выборные процессы в России при династии Романовых до XIX векаПри Екатерине II  произошло, довольно значительное с точки зрения практики выборов событие – собрание  Уложенной комиссии 1767 года. При подготовке этого события впервые был обозначен четкий порядок многоступенчатых выборов депутатов. Депутаты от Сената, Синода, коллегий и канцелярий не избирались, а занимали свои места согласно должностям.

Депутаты от сословий выбирались по следующей процедуре: дворяне, например, в каждом уезде избирали сначала Предводителя дворянства, а уже он организовывал выборы депутатов в комиссию. Избиратели писали на листочках имена своих кандидатов, составлялись избирательные списки и по ним осуществлялось голосование. Оно впервые стало тайным – избиратели получали на руки деревянные шары и под покровом специально натянутой ткани (протокабинки избирательные))) опускали их в отделение специального ящика с надписями «избираю» и не «не избираю». Сам процесс назывался «баллотироваться» от англ. «ball – шар, отсюда же – «забаллотировать», т.е. «прокатить» на выборах.

Купцы и посадские люди избирали городского голову и уже он организовывал выборы депутатов по той же схеме. Кроме них депутатов избирали и сельские жители – т.н. «черносошные крестьяне» (т.е. государственные, лично свободные крестьяне) и «пашенные солдаты» (проживающие в приграничных областях крестьяне за несение пограничной и военной службы освобождались от большинства тягловых повинностей). Эти категории населения избирали на своих сходах погостовых поверенных, те избирали уездных и уже они избирали депутата от провинции.

Каждый депутат получал от своих избирателей наказ об их нуждах и требованиях (аналог предвыборных обещаний))). Впервые были оговорены их права (неприкосновенность), матобеспечение и возрастной ценз (не младше 25 лет) для депутатов. Из казны им выплачивалось: дворянам – по 400 рублей, посадским по 122 рубля, прочим – по 37 рублей. В общем сразу видна немецкая основательность и педантичность))).

В XIX веке эта система выборов не раз дополнялась и модернизировалась, но выборы при наличии царской самодержавной власти окончательно ушли на губернско-муниципальный уровень, все что выше или крупнее решала императорская «вертикаль власти». Наиболее значимое событие в избирательном законодательстве XIX века – «Городовое положение» или реформа 1870 года. Было отменено деление избирателей на сословие и разряды, право голоса имели все налогоплательщики, поскольку Городские думы получили право собирать местные налоги с недвижимости, торгово-промышленных заведений и выдавать платные лицензии на какой-нибудь вид деятельности.

Поскольку «нижняя» (по имуществу) страта избирателей часто подвергалась подкупу и давлению, в 1892 году состав избирателей Городских Дум стал определять имущественный ценз. В Нижнем Новгороде, например, избирателем мог стать только домовладелец или представитель компании (были и такие))), стоимость имущества которого составляла не менее 1000 рублей. Дальнейший рассказ об истории выборных институтов в России отсылает нас уже в век ХХ и об этом нужна отдельная статья.

 

Агитационный плакат

Агитационный плакатАгитационный плакат – разновидность полиграфической продукции, которая относится к крупномасштабным формам листовой продукции. Плакаты изготавливают из бумаги, баннера, ткани. Самые распространенные размеры агитационных плакатов А 3, А 1, А 2, А 0. Также изготавливают нестандартные плакаты. К нестандартным плакатам относятся фигурные плакаты и плакаты по размерам отличающиеся от стандартных.
 
Плакат отличается от других видов агитационных материалов именно своей наглядностью. Плакат содержит в себе краткую информацию с ярко выраженным на нем лозунгом. В агитационном плакате вся информация дается четко и лаконично. На плакате может быть изображен тематический лозунг и крупными буквами написано послание к публике. Агитационные плакаты размещают на самых проходимых, легко доступных местах. Он должен быть заметен широкому кругу людей. Суть плаката — это привлечь внимание аудитории к какому-то вопросу, персоне, событию и вызвать интерес.

"Показать »

 
Агитационный плакат как один из видов политико-пропагандистских материалов пришел из театральной среды. Изначально, появились театральные афиши, и как удобное наглядное средство было заимствовано нарождающейся политической братией. Самым видным представителем, создавшим плакатное искусство является французский художник Тулуз-Лотрек. Он отточил технику создания плаката и довел его до совершенства. Благодаря ему мы знаем, как должен выглядеть плакат и что на нем размещать.
 
Само появление агитационного плаката мы относим ко времени Первой Мировой войны. С помощью плакатов осуществлялся призыв в армию. Европейцы широко применяли агитационные плакаты для решения своих политических интересов, собирали пожертвования в пользу раненых, заимствовали средства с помощью военных займов.

В России агитационные плакаты получили широкое распространение во времена Гражданской войны. Революционные плакаты были пафосны и красноречивы. Самым выдающимся деятелем в создании революционных плакатов был поэт Владимир Маяковский.

«Железо куй, пока горячее, жалеть о прошлом дело рачье»
(В. Маяковский. 1919)

В Советское время агитационный плакат был самым популярным видом из всех имеющихся, агитационных материалов. Более старшее поколение до сих пор помнит лозунги, которые возвещали на каждом столбе о светлом коммунистическом будущем, победах в пятилетках и т.д.

Коммунистическое будущее кануло в лету, а плакат, как форма политической борьбы, так и остался. Сейчас уже не агитируют за власть, за правительство, но в период предвыборных баталий агитационный плакат, как и прежде на своем почетном месте.

Самое главное в агитационном плакате – это шрифт. Шрифты должны быть читаемые и не давать разночтения. Как правило для этого вида полиграфической продукции используют ARIAL. Цвет выбирается исходя из основной цветовой гаммы плаката. Шрифт должен выделяться на общем фоне, и контрастировать.

При создании агитационного плаката нужно делать упор на наглядность и доступность. Плакат должен нести одну смысловую нагрузку. Двойные смыслы в плакате не допустимы. Иначе цель не будет достигнута. Люди просто не поймут, о чем это. Агитационный плакат несет в себе функцию, направленную на формирование четко скоординированного действия, либо создания определенных взглядов и убеждений.

Важно учитывать глубинную суть агитационного плаката и понимать какие механизмы он задействует.

Законодательная база, которой руководствуется типография при производстве агитационных материалов

Законодательная базаЛюбая организация, работающая на территории Российской Федерации обязана действовать в правовом поле того государства, в котором она осуществляет свою деятельность. Типография, оказывающая услуги по производству агитационных материалов прежде всего должна руководствоваться Конституцией РФ, как основным законодательным актом страны, в которой она находится так и Федеральными законами, и подзаконными актами. Главный закон, регламентирующий правила работы типографий при оказании услуг кандидатам в депутаты — это Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ *ред. От 04.06.2021) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также в новой в редакции ФЗ № 157 от 04.06.2021

"Показать »

В соответствии с ФЗ- 20 «О выборах…» Типография, в независимости от правовой формы собственности должна оказывать услуги и соблюдать ограничительные меры, руководствуясь статьями: 57, 62, 63, 68 и 69. Главные принципы оказания услуг и взаимодействия типографии с кандидатами в депутаты отражены именно в этих статьях.
 
В Статье 57. Информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы, указано направление деятельности типографий, а именно: Информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов. Что формирует правомерность взаимоотношений между организацией оказывающей услуги по подготовке и печати предвыборных агитационных материалов и кандидатом в депутаты.

Статья 58. Информирование избирателей. П.2. Информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации, в том числе в сетевых изданиях, или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать установленное настоящим Федеральным законом равенство прав политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидатов. Из статьи 58 следует, что организация, оказывающая услуги по изготовлению и размещению агитационных материалов должна быть объективна, создавать равные условия для всех кандидатов, в независимости от их принадлежности к той или иной партии, а также не нарушать законодательства в сфере размещения корректной информации, которая не порочит личность и ее достоинства, не дискредитирует организации. Информация, подлежащая размещению на печатных материалах должна соответствовать законодательству РФ. Незаконное или противоречащее закону и правопорядку деяние должно пресекаться. Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по производству печатных материалов должны следовать букве закона и не нарушать его, в противном случае они подвергнутся административному или уголовному преследованию, либо наказанию.

Как говориться: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Латиняне коротко говорили: Dura leх sed lex. (суров закон, но он закон). Поэтому, при приеме в работу агитационных материалов будьте бдительны. Рекомендуем ознакомиться с текстом, и в случае если вы увидите какие-то материалы, вызывающие у вас сомнения, в плане их корректности и правомерности лучше уточните. В противном случае рекомендуем отказаться от выполнения подобной услуги. В наше время заработать хочется всем, но иногда сумма прибыли может оказаться незначительной в сравнении с проблемами и суммами штрафов, которые могут наложить на организацию, изготовившую печатные материалы, противоречащие установленному законом порядку и нормам. Также можно потерять свой имидж и престиж.
 
Вывод прост, следуйте закону, работайте в правовом поле и тогда у вас не возникнут проблемы. Выборы – это ответственное мероприятие, где нет друзей, а есть конкуренты. Государственные органы очень внимательно отслеживают все материалы, которые издаются и размещаются. Ценз высокий.

Участие типографии в предвыборной агитационной борьбе кандидатов в депутаты

Участие типографии в предвыборной агитационной борьбеКаждая типография, которая получила аккредитацию по предоставлению услуг в производстве печатной продукции должна знать, что признается предвыборными материалами, а что не является таковыми. В ФЗ-157 «О выборах…», четко прописано, что является предвыборной агитацией, а что является рекламой. Реклама в предвыборном обращении запрещена. Разобраться в этом вопросе помогает Статья 62. Предвыборная агитация, где дается четкое обозначение предвыборной агитационный формы. Итак, пп.1,2,3,4,5,6 п.1 ст.62:

1. В период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы предвыборной агитацией признаются:

"Показать »

1) призывы голосовать за федеральный список кандидатов (федеральные списки кандидатов) или против него (них) либо за кандидата (кандидатов) или против него (них);

2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (каких кандидатов) будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 60 настоящего Федерального

3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов, избрания того или иного кандидата;

4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидату (кандидатам).; формулируют те характеристики, которые необходимо учитывать при создании и печати агитационных материалов. Иное не причисляется к предвыборным агитационным материалам, а может трактоваться как реклама.

Как известно, предвыборная компания начинается задолго до выборов. На первом этапе кандидат проводит агитационную работу и собирает подписи для прохождение его как кандидатах на предстоящих выборов. Во время этого процесса, кандидат не ограничен в средствах и способах распространения о себе информации. Лишь после того как выдвиженец приобретает статус кандидата, его агитационная деятельность подпадает под жесткий контроль избирательной комиссии. Избирательная комиссии проверяет все материалы, которые кандидат использует в своей предвыборной борьбе.

Перед выходом агитационных материалов Избирательная комиссия отсматривает, корректирует и согласовывает их. После полученного одобрения материалы проходят в СМИ, либо изготавливаются. Некорректно составленные агитационные материалы, либо дорабатываются, либо изменяются. Избирательная комиссия несет ответственность за материалы, распространяемые кандидатами. За нарушение четко регламентированных правил кандидата могут исключить из списка кандидатов и лишить удостоверения кандидата. В этом случае он лишается права участвовать в предстоящих выборах.
 
Типографии напрямую не работают с Избирательными комиссиями. Кандидат лично, либо через своего доверенного представителя согласовывает с Избирательной комиссией материалы, подлежащие публикации.

Типография не прямо, а косвенно участвует в предвыборной агитационной борьбе. Типография может разработать, изготовить агитационные материалы. Типография должна быть беспристрастна и объективна, соблюдая равные права и возможности для всех обратившихся к ней кандидатам.

Что нельзя печатать в агитационных материалах

Что нельзя печатать в агитационных материалахТипография в праве отказать в производстве агитационных материалов если в них находится информация из следующего перечня:

1. Призывы или предубеждения к экстремистской деятельности.
2. Информация, возбуждающая социальную, национальную или религиозную рознь.
3. Пропаганда исключительности, неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.
4. Информация, унижающая национальное достоинство.

"Показать »

5. Агитация нарушающая законодательство РФ об интеллектуальной собственности.
6. Изображение нацисткой символики и сходных с ней изображений до степени смешения.
7. Информация, публикация которой может быть расценена как злоупотребление свободной массовой информации с смыл ест. 4 Закона о СМИ.
8. Коммерческая реклама.

Печать материалов с подобными нарушениями может повлечь ответственность в соответствии со статьей 5.12 КОАП РФ на юридическое лицо от 100 до 500 тысяч рублей.

Также типографии при приеме в работу агитационных материалов следует обрать на Статью 69. Федерального закона № 20-ФЗ, где указаны: «Ограничения при проведении предвыборной агитации» п. 6, пп1, 2,3,4 п7. В п.7 ст.69 говорится об организациях, предоставляющих эфирное время, но это и распространяется на организации публикующие и печатающие агитматериалы.

Итак:

6. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.
7. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, зарегистрированный кандидат не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:
1) распространения призывов голосовать против федерального списка кандидатов (федеральных списков кандидатов), против кандидата (кандидатов);
2) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной федеральный список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов, тот или иной кандидат (те или иные кандидаты) будет избран (будут избраны);
3) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с негативными комментариями;
4) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидату (кандидатам).

Некоторые не сознательные граждане, имеющие допуск к полиграфическому оборудованию, не знают о том, что оборудование, на котором изготовлены печатные материалы легко идентифицируется. В пп. 10 п.7 ст.69 описан механизм работы правоохранительных органов: Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источники их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.

Следовательно, любое нарушение в этой сфере может легко быть замечено из-за своей публичной направленности. Оборудование, на котором изготовлены материалы вычислены и в этом случае организация может быть подвержена не только административному наказанию, но и уголовному преследованию, в зависимости от степени тяжести правонарушения. Призываем вас к бдительности и корректности в работе с агитационными материалами. Даже если вам очень хочется высказать свою гражданскую позицию, вы как врач лечить можете, а навредить нет. Поэтому, бдительность и гражданский долг – вот приоритет в работе типографии.

Условия выпуска и распространения печатных и иных агитационных материалов

Условия выпуска и распространения печатныхВ данной статье приводим статью 64 Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации". Эта статья полностью отвечает на вопросы как правильно типографии оказывать услуги кандидатам в депутаты, не нарушая законодательства о выборах. Текст статьи приводим без сокращения, с дополнениями.
 
Статья 64. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

1. Инициативная группа по проведению референдума, инициативная агитационная группа вправе беспрепятственно выпускать и распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование и юридический адрес организации (фамилию, имя и отчество лица, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства),

"Показать »

изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) данные материалы, а также информацию об их тираже, о месте его изготовления, дате выпуска, указание об оплате изготовления данных агитационных материалов из фонда референдума, номер регистрационного свидетельства соответствующей инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы.

Пример:
Изготовитель: Общество с ограниченной ответственностью «АРТМЕДИА», юридический адрес: 620078, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Вишневая, д. 2 А, ИНН 6674367736, изготовлено по заказу кандидата в депутаты Думы городского округа Рефтинский седьмого созыва по пятимандатному избирательному округу № 1 ФИО, тираж 300 экз., дата выпуска 27 августа 2021 г. Оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Думы городского округа Рефтинский седьмого созыва по пятимандатному избирательному округу № 1 ФИО.

3. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.

4. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого были изготовлены агитационные материалы. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения организации (адресе места жительства лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.

5. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.

6. Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего фонда референдума и с нарушением требований, установленных частями 2, 3 и 5 настоящей статьи.
Этот пункт нужно читать дословно, нельзя изготавливать печатные материалы без предварительной 100% оплаты. Даже если очень просят.
7. Запрещается распространение агитационных материалов с нарушением требований, установленных частью 4 настоящей статьи, частью 9 статьи 60 настоящего Федерального конституционного закона.

8. Органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или территориальной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить и оборудовать на территории каждого участка референдума специальные места (специальное место) для размещения печатных агитационных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения гражданами и располагаться таким образом, чтобы граждане могли прочесть размещенную в них информацию. Инициативная группа по проведению референдума, инициативная агитационная группа вправе получить в соответствующей территориальной комиссии список мест, выделенных для размещения печатных агитационных материалов.
Это могут быть щиты 3Х6, а также специально отведенные места, либо места, на которые имеется договоренность с собственником.

9. В случаях, не предусмотренных частью 8 настоящей статьи, печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только при наличии письменного согласия собственников, владельцев указанных объектов (договора с собственниками, владельцами указанных объектов) и на их условиях. Размещение печатных агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации инициативной группы по проведению референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую 30 процентов, производится без взимания платы.

10. Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях и помещениях комиссий референдума, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

11. Комиссия референдума, поставленная в известность о распространении подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов либо о распространении агитационных материалов с нарушением требований, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, принимает соответствующие меры, а также вправе обратиться в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных материалов.

12. Положения настоящей статьи не применяются в отношении агитационных материалов, распространяемых в соответствии со статьями 65 — 67 настоящего Федерального конституционного закона.

Полиграфические материалы для предвыборной агитации кандидатов в депутаты

Полиграфические материалы для предвыборной агитации кандидатов в депутатыПредвыборная компания начинается задолго до основных выборов. Для того чтобы кандидату получить депутатский мандат необходимо заручиться поддержкой электората. Кандидат никогда не сможет стать депутатом, если не наберет определенное количество доброжелателей, готовых поддержать своего выдвиженца. Получить лояльность публики не так уж просто. Можно конечно купить голоса, но итоги последних выборов, говорят о порочности данного пути. Все же испокон веков народные выдвиженцы, так называют депутатов, должны пользоваться любовью, уважением и доверием своей аудитории. Тогда легитимность будет безусловной.

"Показать »

Предвыборная агитация строится на общении. Кандидат рассказывает о своей потенциальной возможности изменить жизнь граждан к лучшему, провести реформы, изменить законодательство или еще что-то улучшить, усилить, укрепить. Непосредственное общение с людьми необходимо подкреплять какой-то визуальной информацией. Эмоции от общения рассеиваются как дым, но важная информация может остаться, только в том случае, если она перенесена на бумагу. Для это используют разнообразную полиграфическую продукцию.
 
К агитационным полиграфическим материалам относят любую печатную продукцию, которая прямо или косвенно упоминает об кандидате в депутаты, предстоящих выборах, либо о политической партии, которая участвует или планирует себя зарекомендовать на предстоящих выборах.
В качестве предвыборной агитации первое место следует отдать Газетам. Газеты, как вид печатной продукции можно отнести к ортодоксам полиграфической индустрии. Пионером в этой области следует считать Юлия Цезаря. Возможно кто-то был и до него, но история уже не помнит, а многие известные факты приписывают легендарному трибуну и полководцу. Был ли он таким, вопрос спорный, но первые газеты под названием «Деяние сената» и «Ежедневные общественные деяния народа» приписывают его разносторонней личности.

После изобретения печатного станка и создания печатного пресса в 1450 Иоганом Гутенбергом предвыборная агитационная работа получила более массовый характер. Если первые газеты имели локальный характер и были популярны в кругу определенного социума, то с появлением печатного пресса и возникновения массовой периодики, к которой можно отнести газеты, агитационные горизонты расширились. Теперь уже стало возможным оказывать влияние с помощью вброса нужной информации на умы незрелых граждан.
 
Следующий популярный вид агитационных материалов – это брошюры. Их можно объединить с буклетами. В этих видах полиграфической продукции чаще всего кандидаты в депутаты рассказывают о своей программе, взглядах, биографии. В них могут публиковаться программы действий, либо отчет о проделанной работе. И конечно же любовь к тому месту от которого он планирует баллотироваться.
 
Листовки – более позднее изобретение, которое тоже пришло от политиков. Первым, кто понял магическую силу слова запечатленное в листовке был легендарный кардинал Ришелье. После его успешных политических компаний, французские революционеры воспользовались его успешным опытом и провели массовое промывание мозгов в среде оппозиции к власть имущим.

Открытки, грамоты, календари и другие полиграфические изыски относим к разряду премиальных. Эти виды полиграфической продукции идут на умасливание публики. Поддержание лояльности. Это своеобразные знаки внимания, которыми потом гордятся приверженцы выдвигаемой персоны. Такая полиграфическая продукция вызывает положительные эмоции и устанавливает более продолжительную эмоциональную связь между кандидатом и его избирателями. Многие хранят как память, реликвию подаренный сувенир или открытку от будущего кандидата долгие годы. Внимание, вот основа основ.

Полиграфическая продукция является важным связующим звеном между кандидатом на любой выборный пост и его избирателями. Полиграфия не только оказывает необходимое воздействие на публику, но и служит продвижению нужной информации в конкретный момент. Полиграфия создает устойчивые связи между тем кто получает и тем, кто отдает.  Даже если кто-то по простоте своей душевной считает полиграфию мусором, вспомните правило Парето, 20 процентов все равно сработают. А это как раз то что нужно. Голосовать за того или иного деятеля пойдут не все, а именно эти 20%. Они и составят нужное количество проходных голосов. Пока существует человек с его эмоциями и ощущениями, полиграфическая продукция будет оказывать важнейшее влияние на умы граждан. Единственная оговорка – печатная продукция должна быть яркой, качественной, тогда нужный эффект будет достигнут.

Агитационный период

Агитационный периодРаботу по подготовке предвыборной агитации типографии начинают в тот момент, когда депутаты получают удостоверения кандидатов. Хотя в пункте 1 статьи 63 № 20-ФЗ: Агитационный период для политической партии начинается со дня принятия ею решения о выдвижении федерального списка кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе федерального списка кандидатов, начинается со дня представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации федерального списка кандидатов.

"Показать »

Агитационный период для кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу, начинается со дня представления кандидатом в окружную избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться. Агитационный период для кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу, начинается со дня представления кандидатом в окружную избирательную комиссию документов, указанных в частях 1 и 4 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Обратившийся в типографию кандидат в депутаты после получения удостоверение кандидата предоставляет пакет документов, куда входят:

1. Удостоверение кандидата в депутаты
2. ИНН физического лица
3. Паспорт: первый лист и лист с пропиской – копия
4. Договор с банком об открытии расчетного счета кандидата.

Во время получения удостоверения физическое лицо приобретает статус кандидата. На основании чего он лично, либо посредством представителя размещает заказы по изготовлению агитационных материалов. Без полного пакета документов, типография не может заключить договор с кандидатом по предоставлению ему услуг на изготовление агитационных материалов.

Заказы типографии поступают в виде заявки, где прописывается наименование изделия, а также количество и сроки. Типография заключает с кандидатом в депутаты договор, выставляет ему счет на изготовление указанных материалов. Когда все вопросы прояснены, типография, в зависимости от своей загруженности, определяется с датой выпуска тиража. Сроки оговариваются. Кандидат из средств своего кандидатского фонда, через полученный ему специальный расчетный счет оплачивает агитационные материалы. После 100% оплаты полиграфической продукции, макеты поступают в производство. Каждый изготовленный в типографии макет печатается с выходными данными типографии и кандидата, где в обязательном порядке прописываются: дата выпуска и тираж.
 
Итак, с момента получения удостоверения и до момента, когда наступают дни, так называемой «тишины», кандидат в депутаты может размещать заявки и изготавливать ту или иную агитационную продукцию, в том объеме, который ему необходим. В п. 1. ст.63 дано четкое на то указание: Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования, а в случае принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации предусмотренного частью 1 статьи 801 настоящего Федерального закона решения о голосовании в течение нескольких дней подряд — в ноль часов по местному времени первого дня голосования.

Часто задают вопрос, а что делать с теми материалами, которые размещены или остались. Центральная избирательная комиссия не дает на это прямого указания. Лишь в п.4 ст. 63 формулирует механизм действия: Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее изготовленные в соответствии с настоящим Федеральным законом и размещенные в установленном законом порядке на специальных местах, указанных в части 9 статьи 68 настоящего Федерального закона, рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах в соответствии с частями 10 и 11 статьи 68 настоящего Федерального закона, могут сохраняться в день голосования на прежних местах. (В редакции Федерального закона от 09.03.2016 № 66-ФЗ)

Как правило, материалы, которые размещены на видных местах таких как щиты 3х6, стены зданий и сооружений, демонтируется в первые две недели после официальной даты прохождения выборов. Листовки, розданные не изымаются. А листовки, плакаты и другие полиграфические материалы, размещенные в стенах Избирательной комиссии, после выборов – утилизируются.

Агитационный период в среднем длится около полутора месяцев.  Кандидаты ведут активную предвыборную борьбу, размещают агитматериалы. Основной агитационный процесс заканчивается за 2 дня до начала голосования. После того как прошли выборы, агитационные материалы больше не печатаются.
И важный момент, макеты, с которых печатались агитационные материалы хранятся в типографии не менее 3-х лет.