Содержание:
1. Что такое сувениры и зачем они нужны?
2. Сувенирная продукция. Печать "конгрев" — откуда, как и для чего?
Что такое сувениры и зачем они нужны?
Сувенир (фр. souvenir — воспоминание, память) — предмет, предназначение которого напоминать о чём-то, например, о посещении какого-либо места, города, курорта, музея и т.п.
Что-то похожее на сувениры можно было встретить еще в Древнем Египте – миниатюрные фигурки людей, животных, местных богов и т.д. Эти вещи покупали или получали в качестве подарка, впрочем, большей частью эти вещи служили все же оберегами от злых духов)))…
В более культурно и технически развитых обществах Др. Греции и Др. Рима что-то похожее на сувениры также существовало. Греки дарили друг другу изящные вазы, расписные амфоры, статуэтки. Более практичные римляне обходились монетами, медальонами, амулетами.
В Средневековье большой популярностью пользовались предметы, связанные с религией – ладанки, частицы мощей
святых, а например, после крестовых походов к Гробу Господню, в Европе появилось множество «святых» щепок – якобы обломков от креста на котором был распят Спаситель…
Еще с античных времен существовал даже отдельный вид миниатюрных украшений – камеи, предметы практически бесполезные, предназначенные в основном для подарков и подношений и любования ими, хотя один из видов камей – инталии, выполненные в стиле контррельефа, могли использоваться и как печати.
Начиная с эпохи Возрождения появляются имитации камей (в силу их большой дороговизны) в виде миниатюр, выполненных эмалью и оправленных серебро или золото.
Более близкое к нашему понимание о том, что такое сувенир появилось только в XIX веке. В связи с развитием товарно-денежных отношений люди задумались о «монетизации» этого явления. В местах, посещаемых больших количеством людей (известные храмы, замечательные чем-то населенные пункты, курорты и т.д.) начинают изготавливать и продавать предметы, которые должны напоминать (souvenir) об этом путешествии. Благодаря фабричному способу производства из недорогих материалов сувениры становятся доступны для широкого круга людей. Это могли быть статуэтки, открытки, фигурки и т.п. с изображением памятного места.
В XX веке с появлением и развитием современных видов рекламы, люди додумались до использования сувениров именно для этого, для рекламы. Причем реклама эта является имиджевой и призвана оставить память о какой-либо стране, городе, памятнике, коммерческом предприятии и даже отдельном товаре.
Так с Россией большинство людей в мире ассоциируют матрешку, балалайку, ушанку и пьющего водку медведя))). А, например, Тула может похвастать самоваром и печатным пряником)… Сувениром может стать даже изображение архитектурного сооружения – Эйфелева башня, Париж или художественное произведение – статуя Русалочки Андерсена, Копенгаген.
В последней трети XX века в головы маркетологов пришла «гениальная» мысль – чтобы подаренный сувенир не был отправлен на помойку, он должен быть полезным предметом и, по возможности, дорогим (если рекламныйбюджет позволяет))) …
Поэтому коммерсанты начали дарить своим потенциальным клиентам или партнерам ежедневники, ручки, зажигалки, пепельницы, брелоки для ключей и т.п. с нанесенным на эти предметы своим логотипом конечно!)))
Апофеоз практичности и полезности – бульонные кружки и наборы поварешек от фирмы «Магги», такие предметы люди будут использовать годами (пример – моя собственная супруга!)))
Хотя, один из самых популярных видов сувениров сегодня – магниты на холодильник. Казалось бы, не несет никакой практической пользы, а вот поди ж ты – расходятся миллионами и редко увидишь кухню, где главным украшением не являлся бы холодильник, увешанный этими украшениями…
Сувенирная продукция. Печать «конгрев» откуда, как и для чего?
С самого возникновения понятия Сувенир (от фр. souvenir – память), изготовители и продавцы этих предметов задумались о повышении привлекательности своих изделий. Ведь некрасивую и бесполезную вещь человек, получивший ее в «дар», скорее всего просто выбросит.
Особенно актуально это стало в XIX и XX веках, когда сувениры стали активно использоваться рекламных целях коммерсантами. Проще всего «украсить» полиграфическое изделие – «золотой обрез», фольгирование, печать под лаком и т.д. – способов масса.
Один из них, т.н. «печать конгрев» достаточно популярен и в наши дни.
Давайте разберемся, что это такое? Сам метод возник в XIX веке и был назван в честь его изобретателя, сэра Уильяма Конгрева (Конгрива). По некоторым данным он же (Конгрев) изобрел ракеты, которыми бритты сожгли дотла Копенгаген в 1807 г.
Технологически этот метод печати был, очевидно, «подсмотрен» автором, в металлургии, где в XIX веке была довольно популярна технология штамповки. Если объяснить простыми словами, для печати методом конгрев создаются т.н. «матрица» и «контрматрица», в штамповке соответственно – это матрица и пуансон.
Для создания объема на матрице вырезается нужное рельефное изображение, а на пуансоне – его «вогнутое контризображение». После чего на пуансон кладется металлический лист, а на «головке» прессового станка прикрепляется матрица. Головка станка с матрицей резко (ударом) опускается на пуансон и на листе получается нужная объемная фигура, а при необходимости производится и обрубка по нужному контуру.
В полиграфии делают примерно также. Следует только учитывать, что «матрицы» изготавливают и из пластика (для создания оттисков на нетолстой бумаге и полимерных пленках). Метод конгрева применим как на бумаге, пластике, картоне, так и на коже, бумвиниле, фольге и нетолстых металлических пластинах.
Очень часто этот метод применяется для визиток (когда визитку хотят превратить в сувенир). Для банкира, например, вполне по силам изготовить серию визиток из золотой фольги с объемной печатью конгрева (уж такое никто не выбросит)))… Впрочем, это актуально и для ежедневников, папок-фолдеров, обложек книг, открыток, этикеток и вообще – упаковки. Особенно актуально это в наши дни, когда ни один более или менее значимый товар (вплоть до пригоршни семечек) не остается без упаковки – ведь она сама продает упакованный в нее товар!))).
Со временем конгревная печать стала достаточно разнообразной. Она может быть бесцветной и окрашенной, одноуровневой и многоуровневой, фольгированной, лакированной, выпуклой и вогнутой (т.н. «блинтовое тиснение»). Благодаря этой технологии можно получить яркое, запоминающееся и эффектное изображение на вашей сувенирной (имиджевой) продукции.
Следует, однако, заметить, что если в металлообработке штамповка является одним из самых дешевых способов получения изделий, то в полиграфии и сувенирном «промысле» конгрев – относительно дорогой метод, ввиду сложности изготовления и того, что при печати необходимо обеспечить идеальное совмещение матрицы и контрматрицы. Поэтому, чаще всего, он применяется для достаточно статусных изделий, которые преподносятся «избранной» публике. Впрочем, при производстве изделий массовыми тиражами (тысячи и десятки тысяч), относительно высокая цена создания матриц «размазывается» на общее большое количество изделий и становится уже почти «копеечной».
Итак – печать методом конгрева, эффективный способ создания эффектных и запоминающихся образцов сувенирной продукции.
Полиграфическая сувенирная (подарочная) продукция
Такое понятие как сувенир (от фр. souvenir – память, воспоминание) существует уже не одно столетие. Обычно это некий предмет, несущий информацию (напоминающий) о каком-то событии, посещении какого-то места и т.п.
В конце XIX — начале XX веков это понятие существенно расширилось и стало включать в себя и информацию (напоминание) и о какой либо коммерческой фирме и даже об отдельном, производимом этой фирмой товаре, иначе говоря, появилась возможность напрямую «монетизировать» производство и продажу сувениров.
В предыдущую эпоху сувенирами могли быть различные фигурки, статуэтки, миниатюрные изображения нанесенные на металл (вспомним жостовский поднос), фарфор (гжельская роспись), дерево (легендарные русские матрешки) и т.д.
С развитием технологий и ужесточающейся конкуренции, специалисты по рекламе пришли к выводу о том, что сувенир как предмет рекламы, должен быть не только красивым, но и полезным – тогда получивший его в дар дольше от него не избавится.
Первое, что приходит при этом в голову – это полиграфические изделия, ибо технология их производства за сотни лет существования была отработана до мелочей. И если ранее в области сувениров преобладали разного рода открытки и изображения для размещения на стене, то прагматичные рекламщики сразу перешли на «полезные» изделия, ежедневники, например (с логотипом свой фирмы на обложке, конечно))).
В самом деле, небедному человеку такая вещь пригодится, даже если он не занимается бизнесом, а рекламный логотип, если он выполнен в разумном размере, никому не мешает.
Само собой ежедневники подвергались разного вида предпродажной подготовке: «золотой» обрез, «золотое» или объемное тиснение (т.н. печать конгрив), полноцветная печать с лакировкой (УФ-печать) и т.д.
Естественно, что раздаривать такие, прямо скажем недешевые в производстве сувениры всем подряд никто не будет. Они предназначались для важных бизнес-партнеров, солидных и постоянных клиентов, как подношения представителям бюрократических и властных структур и т.д.
Для публики попроще предназначались изделия в виде т.н. бизнес-блокнотов. Это, х-мм… почти ежедневник, но как говорится и «труба пониже и дым пожиже». Уменьшенный формат, мягкая обложка, меньшее количество внутренних листов и т.д. Разумеется, украшаются такие изделия хоть и не так дорого, как ежедневники, но достаточно ярко.
И к ежедневникам и к бизнес-блокнотам стало хорошим тоном прикладывать также фирменную ручку (с рекламой фирмы-дарителя естественно).
Еще одним довольно распространенным типом полиграфического подарочного (сувенирного) изделия стали т.н. папки-фолдеры (folder с английского и значит папка))). Чаще всего изготавливаются из толстой бумаги или умеренной толщины картона.
И если ежедневник может прослужить год, блокнот еще меньше, то качественно изготовленная и красиво оформленная папка-фолдер может служить несколько лет! Изделия тоже не самые дешевые в изготовлении – там присутствуют такие операции, как вырубка, фальцевание и бигование, но при профессиональном исполнении эти затраты себя оправдывают.
Итак, можем заключить, что полиграфические бизнес-сувениры достаточно распространенный вид подарочных (сувенирных) изделий.