Содержание:
1. Что такое сувениры и зачем они нужны?
2. Сувенирная продукция. Печать "конгрев" — откуда, как и для чего?
3. Полиграфическая сувенирная (подарочная) продукция
4. Сувенирная продукция. Уральский сувенир
5. Сувенирная продукция. Феномен магнитов
6. Сувенирная продукция. Сувенирная посуда
7. Сувенирная продукция. Брендированная одежда. Часть I
8. Сувенирная продукция. Брендирование одежды. Часть II
9. Сувенирная продукция. Флаги и флажки
Что такое сувениры и зачем они нужны?
Сувенир (фр. souvenir — воспоминание, память) — предмет, предназначение которого напоминать о чём-то, например, о посещении какого-либо места, города, курорта, музея и т.п.
Что-то похожее на сувениры можно было встретить еще в Древнем Египте – миниатюрные фигурки людей, животных, местных богов и т.д. Эти вещи покупали или получали в качестве подарка, впрочем, большей частью эти вещи служили все же оберегами от злых духов)))…
В более культурно и технически развитых обществах Др. Греции и Др. Рима что-то похожее на сувениры также существовало. Греки дарили друг другу изящные вазы, расписные амфоры, статуэтки. Более практичные римляне обходились монетами, медальонами, амулетами.
В Средневековье большой популярностью пользовались предметы, связанные с религией – ладанки, частицы мощей
святых, а например, после крестовых походов к Гробу Господню, в Европе появилось множество «святых» щепок – якобы обломков от креста на котором был распят Спаситель…
Еще с античных времен существовал даже отдельный вид миниатюрных украшений – камеи, предметы практически бесполезные, предназначенные в основном для подарков и подношений и любования ими, хотя один из видов камей – инталии, выполненные в стиле контррельефа, могли использоваться и как печати.
Начиная с эпохи Возрождения появляются имитации камей (в силу их большой дороговизны) в виде миниатюр, выполненных эмалью и оправленных серебро или золото.
Более близкое к нашему понимание о том, что такое сувенир появилось только в XIX веке. В связи с развитием товарно-денежных отношений люди задумались о «монетизации» этого явления. В местах, посещаемых больших количеством людей (известные храмы, замечательные чем-то населенные пункты, курорты и т.д.) начинают изготавливать и продавать предметы, которые должны напоминать (souvenir) об этом путешествии. Благодаря фабричному способу производства из недорогих материалов сувениры становятся доступны для широкого круга людей. Это могли быть статуэтки, открытки, фигурки и т.п. с изображением памятного места.
В XX веке с появлением и развитием современных видов рекламы, люди додумались до использования сувениров именно для этого, для рекламы. Причем реклама эта является имиджевой и призвана оставить память о какой-либо стране, городе, памятнике, коммерческом предприятии и даже отдельном товаре.
Так с Россией большинство людей в мире ассоциируют матрешку, балалайку, ушанку и пьющего водку медведя))). А, например, Тула может похвастать самоваром и печатным пряником)… Сувениром может стать даже изображение архитектурного сооружения – Эйфелева башня, Париж или художественное произведение – статуя Русалочки Андерсена, Копенгаген.
В последней трети XX века в головы маркетологов пришла «гениальная» мысль – чтобы подаренный сувенир не был отправлен на помойку, он должен быть полезным предметом и, по возможности, дорогим (если рекламныйбюджет позволяет))) …
Поэтому коммерсанты начали дарить своим потенциальным клиентам или партнерам ежедневники, ручки, зажигалки, пепельницы, брелоки для ключей и т.п. с нанесенным на эти предметы своим логотипом конечно!)))
Апофеоз практичности и полезности – бульонные кружки и наборы поварешек от фирмы «Магги», такие предметы люди будут использовать годами (пример – моя собственная супруга!)))
Хотя, один из самых популярных видов сувениров сегодня – магниты на холодильник. Казалось бы, не несет никакой практической пользы, а вот поди ж ты – расходятся миллионами и редко увидишь кухню, где главным украшением не являлся бы холодильник, увешанный этими украшениями…
Сувенирная продукция. Печать «конгрев» откуда, как и для чего?
С самого возникновения понятия Сувенир (от фр. souvenir – память), изготовители и продавцы этих предметов задумались о повышении привлекательности своих изделий. Ведь некрасивую и бесполезную вещь человек, получивший ее в «дар», скорее всего просто выбросит.
Особенно актуально это стало в XIX и XX веках, когда сувениры стали активно использоваться рекламных целях коммерсантами. Проще всего «украсить» полиграфическое изделие – «золотой обрез», фольгирование, печать под лаком и т.д. – способов масса.
Один из них, т.н. «печать конгрев» достаточно популярен и в наши дни.
Давайте разберемся, что это такое? Сам метод возник в XIX веке и был назван в честь его изобретателя, сэра Уильяма Конгрева (Конгрива). По некоторым данным он же (Конгрев) изобрел ракеты, которыми бритты сожгли дотла Копенгаген в 1807 г.
Технологически этот метод печати был, очевидно, «подсмотрен» автором, в металлургии, где в XIX веке была довольно популярна технология штамповки. Если объяснить простыми словами, для печати методом конгрев создаются т.н. «матрица» и «контрматрица», в штамповке соответственно – это матрица и пуансон.
Для создания объема на матрице вырезается нужное рельефное изображение, а на пуансоне – его «вогнутое контризображение». После чего на пуансон кладется металлический лист, а на «головке» прессового станка прикрепляется матрица. Головка станка с матрицей резко (ударом) опускается на пуансон и на листе получается нужная объемная фигура, а при необходимости производится и обрубка по нужному контуру.
В полиграфии делают примерно также. Следует только учитывать, что «матрицы» изготавливают и из пластика (для создания оттисков на нетолстой бумаге и полимерных пленках). Метод конгрева применим как на бумаге, пластике, картоне, так и на коже, бумвиниле, фольге и нетолстых металлических пластинах.
Очень часто этот метод применяется для визиток (когда визитку хотят превратить в сувенир). Для банкира, например, вполне по силам изготовить серию визиток из золотой фольги с объемной печатью конгрева (уж такое никто не выбросит)))… Впрочем, это актуально и для ежедневников, папок-фолдеров, обложек книг, открыток, этикеток и вообще – упаковки. Особенно актуально это в наши дни, когда ни один более или менее значимый товар (вплоть до пригоршни семечек) не остается без упаковки – ведь она сама продает упакованный в нее товар!))).
Со временем конгревная печать стала достаточно разнообразной. Она может быть бесцветной и окрашенной, одноуровневой и многоуровневой, фольгированной, лакированной, выпуклой и вогнутой (т.н. «блинтовое тиснение»). Благодаря этой технологии можно получить яркое, запоминающееся и эффектное изображение на вашей сувенирной (имиджевой) продукции.
Следует, однако, заметить, что если в металлообработке штамповка является одним из самых дешевых способов получения изделий, то в полиграфии и сувенирном «промысле» конгрев – относительно дорогой метод, ввиду сложности изготовления и того, что при печати необходимо обеспечить идеальное совмещение матрицы и контрматрицы. Поэтому, чаще всего, он применяется для достаточно статусных изделий, которые преподносятся «избранной» публике. Впрочем, при производстве изделий массовыми тиражами (тысячи и десятки тысяч), относительно высокая цена создания матриц «размазывается» на общее большое количество изделий и становится уже почти «копеечной».
Итак – печать методом конгрева, эффективный способ создания эффектных и запоминающихся образцов сувенирной продукции.
Полиграфическая сувенирная (подарочная) продукция
Такое понятие как сувенир (от фр. souvenir – память, воспоминание) существует уже не одно столетие. Обычно это некий предмет, несущий информацию (напоминающий) о каком-то событии, посещении какого-то места и т.п.
В конце XIX — начале XX веков это понятие существенно расширилось и стало включать в себя и информацию (напоминание) и о какой либо коммерческой фирме и даже об отдельном, производимом этой фирмой товаре, иначе говоря, появилась возможность напрямую «монетизировать» производство и продажу сувениров.
В предыдущую эпоху сувенирами могли быть различные фигурки, статуэтки, миниатюрные изображения нанесенные на металл (вспомним жостовский поднос), фарфор (гжельская роспись), дерево (легендарные русские матрешки) и т.д.
С развитием технологий и ужесточающейся конкуренции, специалисты по рекламе пришли к выводу о том, что сувенир как предмет рекламы, должен быть не только красивым, но и полезным – тогда получивший его в дар дольше от него не избавится.
Первое, что приходит при этом в голову – это полиграфические изделия, ибо технология их производства за сотни лет существования была отработана до мелочей. И если ранее в области сувениров преобладали разного рода открытки и изображения для размещения на стене, то прагматичные рекламщики сразу перешли на «полезные» изделия, ежедневники, например (с логотипом свой фирмы на обложке, конечно))).
В самом деле, небедному человеку такая вещь пригодится, даже если он не занимается бизнесом, а рекламный логотип, если он выполнен в разумном размере, никому не мешает.
Само собой ежедневники подвергались разного вида предпродажной подготовке: «золотой» обрез, «золотое» или объемное тиснение (т.н. печать конгрив), полноцветная печать с лакировкой (УФ-печать) и т.д.
Естественно, что раздаривать такие, прямо скажем недешевые в производстве сувениры всем подряд никто не будет. Они предназначались для важных бизнес-партнеров, солидных и постоянных клиентов, как подношения представителям бюрократических и властных структур и т.д.
Для публики попроще предназначались изделия в виде т.н. бизнес-блокнотов. Это, х-мм… почти ежедневник, но как говорится и «труба пониже и дым пожиже». Уменьшенный формат, мягкая обложка, меньшее количество внутренних листов и т.д. Разумеется, украшаются такие изделия хоть и не так дорого, как ежедневники, но достаточно ярко.
И к ежедневникам и к бизнес-блокнотам стало хорошим тоном прикладывать также фирменную ручку (с рекламой фирмы-дарителя естественно).
Еще одним довольно распространенным типом полиграфического подарочного (сувенирного) изделия стали т.н. папки-фолдеры (folder с английского и значит папка))). Чаще всего изготавливаются из толстой бумаги или умеренной толщины картона.
И если ежедневник может прослужить год, блокнот еще меньше, то качественно изготовленная и красиво оформленная папка-фолдер может служить несколько лет! Изделия тоже не самые дешевые в изготовлении – там присутствуют такие операции, как вырубка, фальцевание и бигование, но при профессиональном исполнении эти затраты себя оправдывают.
Итак, можем заключить, что полиграфические бизнес-сувениры достаточно распространенный вид подарочных (сувенирных) изделий.
Сувенирная продукция. Уральский сувенир
История таких изделий, как сувенир (фр. souvenir – память, воспоминание) насчитывает более тысячи (а может и двух) лет. В России (и СССР) – несколько сотен.
Отдельной особенностью этого вида рекламы (сейчас это именно так) является его свойство придавать сувенирным (в широком смысле) изделиям некую легендарность и символичность.
Например, самое банальное – Эйфелева башня. Увидев календарь, открытку, значок с ее изображением, любой житель Земли сразу подумает о Париже, где она и расположена. А если говорить о России, большинство людей в мире вспоминают матрешку, балалайку, шапку-ушанку и водку, т.е. те сувениры, которые туристы привозят из нашей страны. Как видим, сувениры играют большую роль в имидже отдельных стран и регионов.
Если говорить о регионах, то Оренбург, например, нельзя представить без знаменитых пуховых платков, а Тулу – без самоваров.
Кстати о самоварах, эти бытовые водогрейные устройства впервые были
изобретены как раз у нас, на Урале в XVIII веке (Иргинский завод), но в товарных количествах их начали производить именно в Туле, отсюда и всеобщее заблуждение, а также и поговорка «В Тулу со своим самоваром не ездят».
Такая же история и с расписными металлическими подносами. В XVIII веке, на одном из Демидовских заводов, крепостной Худояров изобрел чудесный лак, который был абсолютно прозрачен, не трескался ни на железе, ни на меди и давал возможность покрывать и металлические изделия, в частности расписные подносы. Об этом промысле есть даже рассказ П.П. Бажова – «Хрустальный лак», где в подробностях рассказывается, как за секретом этого чудесного лака охотился некий немец (по-видимому, промышленный шпион).
Однако, прославились (как и Тула с самоварами), расписными подносами подмосковные села Жостово и Федоскино.Эти, на первый взгляд «таинственные» истории имеют вполне рациональное экономическое объяснение – в XVIII-XIX веках Урал был слишком далеким краем для населения Центральной России, поэтому предприимчивые купцы открывали производства популярных товаров (а именно такие и становятся сувенирами) поближе к столицам.
Уральцы, однако, не унывали и придумывали все новые и новые виды сувениров. Наиболее известны прославленные тем же П. Бажовым малахитовые шкатулки. Изделия эти сравнительно просты в обработке, а малахита и змеевика, основных поделочных камней, на Урале было – завались)))… Конечно, шкатулки даже очень красивые, годны в основном для хранения украшений, но делались и более «практичные предметы – кубки, табакерки, часы, настольные письменные приборы и т.п.
Не менее известны и гравированные стальные изделия из Златоуста. Построенный еще в начале XIX века город-завод массово выпускал т.н. «белое» (холодное) оружие: сабли, палаши, тесаки, кинжалы и т.п. Естественно, поскольку это оружие тогда было весьма распространено, его носили очень многие, в том числе и очень богатыелюди. А этой категории покупателей нужны товары особого типа. И вот, златоустовские мастера научились мастерской гравировке, с отделкой отдельных частей оружия золотом и серебром.
Позже, наряду с оружием был освоен выпуск бытовых предметов – декоративных тарелок, кубков, наборов для спиртных напитков, икорниц (ложками жрали))), часов, табакерок и т.п.
В результате получались изысканные и богато выглядящие изделия, до которых верхушка тогдашнего (да и современного) общества была весьма охоча – «понты дороже денег"))).
Как видим уральцы всегда были щедры на выдумку и не уступали в мастерстве самым именитым мировым мастерам ни тогда, ни (мы надеемся), сейчас.
Сувенирная продукция. Феномен магнитов
Если в середине XX века маркетологи пришли к мысли, что рекламные сувенирные изделия должны быть не только красивыми, но и «практичными», и все с этим были в общем-то согласны, то сувениры в виде разнообразно изукрашеных магнитов выбиваются из этой тенденции. Согласитесь, сувенирный магнит – вещь в быту достаточно бесполезная…
И, однако же, производство и «потребление» этих забавных вещиц со временем выросло просто до гигантских масштабов. На наш взгляд этот феномен можно объяснить чисто экономическими причинами. С середины XX века, с окончанием эпохи больших войн, в мире четко обозначилась тенденция роста благосостояния населения основных стран Европы, Азии и Америки. В очень многих семьях появились холодильники, а эти изделия развитой промышленности имеют ровные и гладкие металлические поверхности…
При долгом пользовании металлических изделий неизбежно появляются различные мелкие дефекты – царапины, вмятины и т.п. Чтобы «замаскировать» эти недостатки, например, на дверце холодильника, люди прикрепляли на «проблемные» места картинки, открытки т.д (аналог – закрыть
картиной пятно на обоях)))… Делать это с помощью клея или липкой ленты достаточно неэстетично, а прижать картинку маленьким магнитом – просто и легко.
Также с отсутствием развитой мобильной связи, люди (особенно вечно занятые горожане), додумались оставлять друг другу записки (например, родители – детям), а чтобы те не потерялись – прикрепляли их магнитом на дверцу холодильника…
Ну и не стоит недооценивать страсть человека (особенно женщин) к украшению своего жилища, а большая гладкая белая поверхность дверцы холодильника прямо-таки наводит тоску)))…
Естественно, «креативщики» от рекламы не могли упустить такую возможность. Первыми были как всегда американцы – в начале 70-х некто У. Циммерман из штата Миссури получил патент на маленькие магниты раскрашенные героями мультиков. И понеслась!)))… Сейчас, наверное, придя в гости в гости к родственникам или знакомым, вы с 99% вероятностью увидите на их кухне холодильник, увешанный разнообразно украшенными сувенирами на магнитах…
Гигантское разнообразие форм, неисчерпаемая тематика, все это сделало магнит «королем» сувенирной отрасли рекламы. От самой разнообразной (включая политическую) рекламы до трогательных фото детей, родственников или значимых событий семейной жизни. Что может быть естественнее фото внуков на холодильнике бабушки!)))…
Реальную возможность продвинуть с помощью магнитов-сувениров свою продукцию увидели производители и продавцы продуктов питания – холодильник-то для чего предназначен?)))… У автора одно время висел на холодильнике пластиковый барельеф в виде «живого» пельменя!)))…
Развиваются и технологии – кроме металлических, бумажных и даже деревянных (!) подложек для изображений и надписей широко применяются виниловые (грампластинки-то больше не выпускают))) основы. Они выглядят как тонкие гибкие пластины с нанесенными изображениями и надписями на лицевой стороне.
Популярными становятся подложки со светоотражателями – при свете они аккумулируют энергию и потом светятся в темноте – романтика на кухне)))… Появились даже сувениры магниты-книжки, миниатюрные разумеется…
Если раньше рекламные магнитики распространялись в основном способом «дарения» их рекламными агентами потенциальным клиентам, то сейчас существенная часть магнитосувенирной продукции просто покупается. Подойдите к киоску «Роспечать» в любом городе РФ и вы увидите просто «золотые россыпи» разнообразных магнитов.
Преобладают виды местных достопримечательностей – природа, архитектура и т.д.
Сувенирная продукция. Сувенирная посуда
История фарфоровой (ныне основной ее вид) посуды насчитывает более тысячи лет. В России фарфоровую посуду в XVII – XVIII веках завозили китайские и сибирские купцы. Причем большая часть этого товара везли в Москву (после Петра I в Петербург), ибо там давали «настоящую» цену.
Соответственно, ввиду «конской» дороговизны такой товар приобретали в основ цари и императоры.
Однако, в начале XVIII века секрет китайского фарфора был украден европейцами (кто бы сомневался!))) и его начали производить немцы – Мейсенский фарфор.
Продукция предлагалась по очень высоким ценам и была доступна лишь верхушке общества, так что продавать просто белые глазурованные предметы сервировки было «некомильфо». Поэтому перед глазуровкой посуда расписывалась. А так как покупателями были короли, герцоги т.п. публика, то тематика росписей была либо геральдической (гербы и вензеля заказчиков), либо охотничьей, либо мифологической.
В России первый фарфоровый завод построен по указу императрицы Елизаветы. Очень известен ее «рафаэлевский» сервиз с мифологическими персонажами. Большой любительницей фарфора была и Екатерина II. Она также задаривала очень дорогой посудой своих фаворитов и отсылала ее в качестве подарков европейским монархам. При Екатерине же начинается относительно массовое производство фарфоровых изделий – табакерки, фигурки-статуэтки и т.п.
С развитием производственных мощностей предметы из фарфора перекочевывают в дома знати, потом купцов и даже мещан.
После революции фарфоровая посуда не «впала в забвение». Революционные власти начали активно использовать ее в агитационных целях, что было актуально при 80-90-процентной неграмотности населения. Впрочем, революционные бури и войны отшумели, а в мирные годы советская фарфоровая посуда перешла в разряд «бытовых сувениров» — зародилась и окрепла традиция дарить расписные сервизы молодоженам на свадьбу и память (фр. souvenir) и практическая польза)))…
Впрочем, были также и «ведомственные сувениры». На какие-либо важные сборища, юбилеи и т.п. советских чиновников или партийцев выпускались сувенирные тарелки или блюда с соответствующими славословиями. Все это как правило, было выдержано в тяжеловесном помпезном стиле.
После распада СССР отечественная посудная сувенирка на время заглохла, т.к. повальная мода на все имплртное шла по стране большой волной.
Но выручила в данном случае отечественных производителей отечественная же реклама. С приобретением техники для печати на глазурованных поверхностях, рекламные агентства начали «клепать» сувенирную посуду на потребу российской состоятельной публики.
Особая статья – печать на кружках. Этот предмет фарфоровой (фаянсовой) посуды имеется в любой семье, любом офисе, конторе и т.д. Первыми «застрельщиками» выступили крупные иностранные пищевики. Кто не помнит серию кружек фирмы «Магги», включая термопроявлящиеся надписи «Съешь меня горячим»)))…
Отечественные рекламщики не остались в стороне. Кроме чисто рекламных изделий большую популярность приобрели подарочные изделия на праздники. В самом деле, что дарить на 23 февраля мужчинам и на 8 марта женщинам, так чтоб не разориться и выглядело пристойно?
Но наибольшую популярность приобрели кружки с портретами близких людей. Тематика неисчерпаемая. Портреты детей/внуков для родителей и бабушек. Портреты молодоженов/влюбленных. Портреты друзей в моменты запоминающихся событий и т.д. и т.п.
Как видим, сувенирная посуда является важной частью сувенирной продукции и в настоящее время.
Сувенирная продукция. Брендированная одежда. Часть I
Как показывает мировой опыт, сувениром может быть что угодно: бытовые предметы, посуда, оружие, архитектурные и скульптурные памятники и даже литературные и киноперсонажи)))…
Чаще всего сувениры связаны с олицетворением чего-то или кого-то. Так, например, башня Эйфеля олицетворяет Париж, самовар – Тулу (хоть и придумали это устройство на Урале), а Русалочка (персонаж сказки Андерсена) – Данию и Копенгаген.
Рекламные «креативщики в XX веке быстро сообразили, что сувениры – мощнейший вид брендовой рекламы не только стран, населенных пунктов, архитектурных комплексов (монастыри т.п.) но и, отдельных видов товаров, торговых марок и коммерческих фирм. Что касается предметов одежды, то некоторые «бренды» (которые тогда так не назывались) известны если не со средневековья, то с XIX века точно: брюссельские кружева, лионский шелк, оренбургский пуховый платок и т.д.
Быстрее всего пользу сувениров-частей одежды поняли в спорте. Ведь иметь прибыль коммерсантам от спорта можно не только от продаж билетов на соревнования или с тотализатора, но и от т.н. «фанатов» тех или иных спортивных команд и даже отдельных выдающихся спортсменов. И появляются бейсболки с логотипами спортивных команд, памятных спортивных событий, с номерами выдающихся спортсменов (хоккей, бейсбол, баскетбол и т.п.)
Не обошли вниманием этот предмет одежды и производители автомобилей. Бейсболки с логотипами «Мерседес», «BMW», «Тойота» и, даже «УАЗ» (!), находят своих покупателей…
Естественно, что эти предметы одежды используют для популяризации своих брендов и производители одежды – «Lacoste», «Tommy Hilfiger», «Calvin Klein» и т.д. также представлены в этом виде брендирования предметов одежды.
Другой вид брендов на предмете одежды также начинавших свой путь на спортивных трибунах – шарфы болельщиков. Начиная от знаменитых «Спартачей» — болельщиков команд под названием «Спартак», прославившихся как неуемные драчуны. Кстати, само название «Спартак» ведет свое происхождение из бурных революционных времен, когда большевики и эсеры прославляли вождя восставших римских рабов – гладиатора Спартака.
Как традиционный элемент одежды как болельщиков, так и спортсменов шарф стал традицией как для сборных СССР, России и других стран, так и для национальных олимпийских команд.
Не обошли своим вниманием брендированные шарфы и политтехнологи – шарфы с логотипом партий (вслед за США и Европой) стали почти обычными и на политических сборищах в РФ.
Впрочем, следует заметить, что если бейсболка – элемент повседневной одежды и ее можно носить в почти любой обстановке, то шарф – аксессуар предназначенный объединять группы людей во время многолюдных и шумных сборищ – спортивный матч или политический митинг, например.
Естественно, рекламные фирмы не ограничились брендированием бейсболок и шарфов. В ход пошли футболки, жилеты, зонты и даже… носки (!), вот что жажда прибыли творит!)))…
При этом темой брендирования ныне может стать что угодно. От популярной марки продуктов до творчества определенного художника или музыкальной группы, что уж говорить о жаждущих прославиться разнообразных политиканах!
Впрочем, тема брендирования одежды столь обширна и многообразна, что о других ее аспектах мы расскажем в следующих статьях.
Сувенирная продукция. Брендирование одежды. Часть II – промо одежда
Как мы уже упоминали в предыдущих статьях, история сувениров (в их современном понимании) насчитывает сотни лет. Если же говорить о брендированной одежде, то истоки ее появления уходят корнями в средневековье и имеют два наиболее заметных источника: это цеховая система средневековых ремесленников и дружинная форма военных сил феодалов.
Городские объединения ремесленников сформировались в виде цехов в целях уменьшения конкуренции и контроля качества продукции и услуг с целью удерживать его хоть и на довольно высоком, но все же среднем уровне, ведь большинство членов цеха – «середнячки»…
С течением времени цеха богатели и развивались, что привело к появлению у них неких «прото-промо-атрибутов» — герба, знамени, особой единообразной парадной одежды, в которой цеховики щеголяли на праздничных парадах)))…
С феодальной дружиной было еще проще – наличие металлических доспехов делало вооруженных людей слабо отличимыми друг от друга, поэтому чтобы отличать «свой/чужой» еще в раннем средневековье были придуманы т.н. «котты» — яркие с особыми знаками на спине и груди халаты, надевавшиеся поверх доспехов.
Современная промоодежда сохранила обе идеи средневековья – и отличать группу людей в толпе посторонних (военные) и прославлять некую организацию и ее продукцию/услуги (цеховики). В принципе, в этом виде имиджевой рекламы нашли воплощение две, наиболее известных в наше время «народных мудрости» - «по одежке встречают» и «понты – дороже денег»… Т.е., если уж вы занялись этим видом рекламы, то насколько вложитесь в креатив, качество и оригинальность вашего «имиджа», настолько большой и будет отдача (конечно, если идея была изначально верной)…
В условиях мегаполиса, когда миллионные толпы запруживают улицы, торговые центры, транспорт и т.п., «выделение из толпы» становится залогом выживания – полицейские, работники ЖКХ, метрополитена, даже дворники вынуждены носить промоодежду – желтые и оранжевые жилеты призваны отделить их от темной толпы…
Еще больше такая необходимость имеется у многочисленных фирм, устраивающих промо-акции, презентации, рекламу скидок и т.д. Тут уж без ярких костюмов с соответствующей символикой не обойтись. Акции проводятся, как правило, в людных местах и там риск затеряться в гомонящей толпе очень велик. Берите пример с клоунов – рыжий парик, огромный красный нос, нелепая пестрая одежда и – вот уже весь зал смотрит на арену в ожидании, чего еще отчебучит этот чудик!)))…
Жилеты, «фартуки», халаты – что угодно, чтобы выделить вашу промогруппу из толпы! В этом – залог успеха вашей промоакции…
Впрочем, есть и другие варианты промоодежды. Вероятно многие, из собственного опыта или рассказов знакомых, телесериалов и т.п. знают о «дресскоде» в некоторых якобы солидных фирмах – что-то разрешают, что-то запрещают, но в целом – можно вылететь с работы лишь за то, что надел неподходящую шмотку. Капитализм «дикий» — что хочу, то и ворочу!)))…
В банках и нефте-газово-золотых фирмах денег не жалеют – дорогущие костюмы в «цветах фирмы» и с солидно вышитыми логотипами, в порядке вещей. Надо ли это для собственно бизнеса – не обсуждается, ведь деньги – шальные, налоги (по их меркам) – плёвые, чего бы не почудить!)))…
Как видим, промоодежда – тема очень большая и многогранная, возможно мы продолжим ее и далее…
Сувенирная продукция. Флаги и флажки
История флагов (знамен, штандартов и т.п.) ведет нас к истокам образования организованного человеческого общества. Еще в догосударственный период истории различные племена, чтобы отличаться от соседей изобретали некие символы – шесты с прикрепленными на них шкурами, птичьими перьями, черепами животных, фигурками из глины и т.п.
В зависимости от ситуации эти «знаки» отображали различные намерения руководства данной группы людей: объявить войну соседям, пригласить для обмена/торговли, собрать племя на «общий сбор» и т.д.
Из периода создания государств наибольшую известность приобрели знаки, значки и «флаги» армии Древнего
Рима. Не останавливаясь на сигнумах – значках мелких подразделений, упомянем лишь об аквиле – знаке отличия легиона, самого крупного соединения римлян (около 4 000 воинов). Аквила представляла из себя фигурку золотого или серебряного орла прикрепленную на верхнюю часть изукрашенного древка копья.
Этот предмет играл роль современного знамени, утрата этого знака – позор и повод для расформирования легиона (традиция сохранилась до настоящего времени в большинстве стран мира).
В поздней Римской империи появился вексиллум – предок современных флагов. Он имел форму тканевого куска, закрепленного на поперечной планке, прикрепленной к верхушке древка. Изображения на ткани самые разные, в зависимости от времени и ситуации. После христианизации – кресты и т.н. «христограммы».
В европейском средневековье важную роль в истории флагов/знамен/ штандартов играли феодалы которые жаждали выделиться и обзаводились особыми атрибутами – однообразным обмундированием для своего войска и гербами и флагами.
Городские объединения ремесленников – цеха также внесли свой вклад в этот процесс. Цеховики по мере роста благосостояния начинали заботиться об «имидже» (реклама!))), и обзаводились особой парадной одеждой, а также, в подражание (и в пику!) феодалам своими гербами и флагами.
В новейшей истории флаги наиболее крупных феодалов, сумевших возглавить свои страны (герцоги, короли, императоры и т.д) стали флагами этих государственных объединений. Армейские флаги также развивали свои функции – это и обозначение места ставки командующего и обозначение места отдельных подразделений на поле боя и сигнал для места сбора и т.д.
С течением времени свои флаги появились у любых более-менее значимых населенных пунктов, и вот тут начинается история флагов-сувениров. Трудно сказать, кто первый додумался изготавливать маленькие флажки для туристов, посещающих те или иные достопримечательности, но поскольку это стало источником дохода, идея немедленно нашла массовый отклик.
Флаги городов имеют самый разный вид, но чем крупнее и знаменитее город, тем проще его флаг. Если в Берне предпочли на желто-красно-желтом фоне изобразить идущего медведя, то Париж ограничился сине-красным квадратом. В нашем Екатеринбурге на желто-зелено-синем фоне красуются шахтный сруб с воротом и плавильная печь…
С ростом потребности в рекламе, сувенирные флаги стали выпускать практически на любые темы. Начиная от флажков спортивных клубов (что естественно – болельщики то уж потратятся!))) и до самых идиотских, изготовляющихся для прикола, пиратские флаги или «Антон – парень-огонь», например.
Естественно, не могли пройти мимо этой темы и коммерсанты. Сейчас у любой более-менее крупной фирмы есть герб, флаг, иногда даже гимн, дресс-код (см. статью «Промоодежда») и соответственно активно выпускаются и распространяются собственные флажки-сувениры.
Сейчас сувенирные флаги выпускаются миллионами, что свидетельствует о неизменном интересе к этим сувенирам во всех слоях общества и сферах жизни…