Типография. Конструктивизм в советском плакате

Конструктивизм в советском плакатеНе секрет, что советскую «творческую элиту» часто обвиняли в подражательстве, следовании «изобретенным» на Западе идеям, течениям и тенденциям. И это во многом правда. Ведь «вспышка» в начале XX в. в Российской империи, а потом и в Сов. России авангардизма в искусстве во многом объясняется «тлетворным влиянием Запада». Что такое «футуризм», «кубизм», «фовизм», да даже тот же «марксизм», как не измышления «праздных умов» не озабоченных добыванием «хлеба насущного»!

Ведь Великий (по мнению русских социалистов) Экономист К. Маркс нигде не работал, а жил на содержании своего друга «богатенького буратины» Ф. Энгельса, который не только содержал многочисленную семью Марксов (Женни Маркс рожала семь раз), но и платил за друга алименты, когда изобретатель теории «прибавочной стоимости» обрюхатил свою экономку!)))…

"Показать »

Впрочем, об искусстве. Все же иногда русские художники изобретали что-то свое. Одно из таких изобретений – конструктивизм, течение в архитектуре и изобразительном искусстве в 20-е – начале 30-х годов XX в.  Произошедшая в РИ революция и возникшие в связи с этим хаос и «вакуум власти» породили у многих деятелей искусства иллюзию свободы и вседозволенности. Самые дикие эксперименты со шрифтами, цветом, блоками текста, геометрическими фигурами, фотоизображениями «подвели» некоторых  «русских» художников к созданию плаката «новой конструкции»))).

Основателем этого авангардистского течения считается А. Родченко, создавший в 1923 г. «конструктивную» рекламу для общества «Добролет». На плотном синем фоне (очевидно небо) устремляется вверх довольно крупный самолет-моноплан, можно было бы подумать, что это похожий по размерам «Илья Муромец», но тот совершенно точно имел конструкцию биплана (т.е. две пары крыльев). Скорее всего это фантазия художника. Самолет выполнен в черно-белой гамме и на месте, где должны быть иллюминаторы, мы видим черные прямоугольники с нанесенными на них белыми «рунами» или каббалистическими знаками».

Основная составляющая «оригинальности» композиции состоит в надписях, знаках препинания, жирных окантовках и стрелках обрамляющих изображение диковинного летательного аппарата. «Всем… всем… всем… Тот не гражданин СССР кто ДОБРОЛЕТА не акционер» и далее «Один рубль золотом делает каждого акционером Добролета». В правом нижнем углу скромная подпись: «рекламконструктор Родченко». Скромностью товарищ «конструктор» явно не страдал)))…

Конструктивизм в советском плакатеВ. Маяковский тесно сотрудничал с художниками-конструктивистами, в том числе и с А. Родченко – писал тексты для их «заумных композиций. Маяковский с 1913 г. был активным футуристом, «одумался» только в годы гражданской войны, а после ее окончания его вновь «потянуло на старое»))). Среди многочисленных «шедевров» Родченко с использованием техники фотомонтажа можно выделить плакат с рекламой издательства «Ленгиз» (1925). Композицию с девушкой (фото Л. Брик), «голосящей» в воображаемый мегафон: «КНИГИ по всем отраслям знания» можно считать достаточно удачной и она впоследствии была так или иначе повторена («Иди товарищ к нам в колхоз» и т.п.).
 

 

 

Конструктивизм в советском плакате

Советские современные критики причисляют к несомненным «шедеврам» использования фотомонтажа в плакате киноплакаты «коллег» А. Родченко: работа А. Лавинского к фильму «Броненосец «Потемкин» (1925), плакат бр. Стенбергов к фильму «Одиннадцатый» (1928) и плакат С. Семенова-Менеса к фильму «Турксиб» (1929). У Лавинского явная аллюзия на работу Родченко «Ленгиз», только «голосит» здесь на фоне геометрических фигур обозначающих броненосец революционный матрос (ч/б фотомонтаж))). Фон — желтый, очень любимый довоенными плакатистами).

Конструктивизм в советском плакатеУ Стенбергов проявляется что-то навевающее память о С. Дали – элементы «сюра» налицо (без какого-либо реализма, конечно же)))… «Стекающее» вниз лицо очевидно режиссера (Д. Вертов) в очках-консервах, а в их «стеклах» отражаются кадры из док. фильма (ч/б фотомонтаж), обрамленные надписями с его названием. Поясняющие надписи развернуты по вертикали, фон – багрово-красный с желтыми прослойками
.
Конструктивизм в советском плакатеСеменов-Менес в «Турксибе» предъявляет зрителю «киборга» 20-х г.г. с телом из металлических ферм с «пристыкованными» к нему (ч/б фотомонтаж) кричащей головой, кистями рук и ступнями, обутыми в ботинки))) … Фон – уже ожидаемо желтый, надписи черные на красном фоне, любимая гамма конструктивистов.

А вот и тема актуальная для нашего сайта: «Реклама в трамвае». Плакат Д. Буланова (1927). Трамвайный вагон традиционной красно-желтой окраски «едет» (или стоит) на черном фоне абстрактного города (очевидно ночью))). Он изображен в виде рисунка-схемы с указанием «посадочных рекламных мест – на месте дверей – красные восклицательные знаки – там рекламироваться нельзя!))). Аргументы – такие же, как и у современных продавцов рекламы на транспорте: «Дешево» и «Читается ежедневно миллионом людей». Токосъемные контакты стилизованы в стрелки, указывающие на поясняющие надписи. Надо же – голимый «авангардизм», а все понятно!))).

 

Конструктивизм в советском плакате

На мой же вкус, особо «замечательной» в течении конструктивизма можно назвать работу А. Родченко «Читайте журнал «Молодая гвардия» (1924). На черном-черном фоне, с желтыми-желтыми окантовками изображен красный-красный… «демон» с широко разинутой зубастой пастью. Он громко-громко вопит: «Отдай мое се…», то есть, тьфу! Вопит он: «Читайте журнал «Молодая гвардия!» и одет демон в рабочий красный-красный комбинезон и кепку-шестиклинку)))…
 

 

И – о, чудо! Демон держит в своих поднятых вверх лапах журналы «Молодая гвардия», №№8 и 9 с грозными надписями: «ЦК РКП» и «ЦК РКСМ»! А почему данный персонаж не сидит в ЧК и не дает показания о своей контрреволюционной деятельности?! Ах, да! «Кровавой Гэбни» же еще нет! До Ежова еще 12 лет! А до «разоблачителя чертей» Булгакова – 4 года… Так что гуляй Демон, гуляй!)))…